БОГОЯВЛЕНСКАЯ

Диана Борисовна (р. 1932) — российский психолог, специалист в области общей психологии, психологии мышления, творчества и одаренности. Д-р психологических наук (1988), профессор (1990). Председатель Московского отделения Общества психологов СССР (с1990), затем РПО (с 1994); член президиума Координационного совета РПО (1996). Награждена медалью им. К.Д. Ушинского (1998). Лауреат премии Президента РФ в области образования (за комплекс исследований в области психологии одаренности, 1999) и премии Президента РФ по программе Дети России (за особый вклад в работу с одаренными детьми, 2001). Окончила психологический (1958) и философский (1962) фак-ты МГУ им. М.В. Ломоносова и аспирантуру НИИ ОиПП АПН СССР (1965-1968). Ученица С.Л. Рубинштейна. С1968 г. — сотрудница лаборатории эвристики НИИ ОиПП АПН СССР. В 1971 г. защитила канд. дис: Методы исследования интеллектуальной активности, в 1988 г. — докт: Психологические основы интеллектуальной активности. С 1990 г. зав. лабораторией Диагностики творчества ПИ РАО. Основное направление научной деятельности Б. связано с психологией творчества и одаренности. Выделив единицу анализа творчества, разработала экспериментальный диагностический метод— Креативное поле (1969), позволяющий определять творческие способности и исследовать механизм спонтанных открытий. Метод представлен рядом конкретных методик и их возрастных модификаций. Реализуя двухуровневую модель эксперимента, он позволяет проследить развитие деятельности за пределами решения исходной задачи и, как результат этого развития (самодвижения деятельности и познавательной самодеятельности ), фиксировать выход в область непредзаданного, что и определяет творческий статус данного феномена. Валидность метода была экспериментально доказана на выборке, включающей более 7000 испытуемых разного возраста (от 5 лет) и профессий. Б. и ее учениками изучены структура и генезис творческих способностей в срезовых и лонгитюдных экспериментах продолжительностью до 32 лет. Проведена дифференциация всей феноменологии творчества и построена его типология (Интеллектуальная активность как проблема творчества, 1983, Психология творческих способностей, 2002). Б. является зам. председателя Координационного совета Президентской программы Одаренные дети (1997), ответственным ред. коллективной монографии Основные современные концепции творчества и одаренности (1997). Наряду с исследовательской и преподавательской, ведет большую научно-организационную работу. Председатель конференций молодых ученых г. Москвы (1999, 2000), Международной конференции Одаренность: рабочая концепция (2000, 2002). Автор и отв. ред. трудов: Психология сегодня. Вестник РПО,в4-хтт., М., 1996; Педагогические системы: одаренные дети, М., 2000. Л.А. Карпенко, В.А. Кольцова

Просмотров: 733
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА ДОСТОЕВСКОГО»
  • «СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека»
  • Анализ продуктов деятельности (творчества)
  • Жанры журналистского творчества в СМИ
  • ЗАДАЧА ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
  • КОНЦЕПЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
  • Метод изучения продуктов творчества
  • Метод изучения продуктов творчества
  • Метод изучения продуктов творчества
  • Метод изучения продуктов творчества
  • Н.Бердяев:Философия свободы. Смысл творчества
  • ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
  • ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
  • ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
  • Одаренные дети
  • Одаренные дети
  • ПОЧЁТНЫЕ ЗВАНИЯ И ПРЕМИИ в области образования
  • ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
  • ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
  • ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
  • ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
  • ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА
  • СВОБОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Шестов: Специфика философского творчества
  • ЭТАПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
  • Этика творчества и экзистенциальная диалектика (О поздних произведениях Бердяева)
  • методы изучения продуктов творчества



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь