Марьям Моисеевна (р. 1945)— российский психофизиолог, специалист в области возрастной и педагогической психофизиологии, возрастной физиологии. Д-р биологический наук (1994), чл.-кор. РАО (2000), ак. РАО (2004). Директор Центра образования и здоровья МО РФ, чл. Федерального координационного совета по образованию МО РФ. Лауреат премии Президента РФ в области образования (1997), награждена Орденом за заслуги перед Отечеством II степени (2002). Окончила химико-биологический фак-т Туркменского государственного педагогического института (1968). С 1972 г. работает в Институте возрастной физиологии РАО. В 1974 защитила канд. дис: Комплексная оценка функционального состояния организма школьников в процессе письма(на основе принципов теории регулирования). С 1990 — зав. лабораторией ИВФ РАО. В 1994 г. защитила докт. дис: Центральные механизмы регуляции произвольных движений у детей 6-10 лет и в 1996 г. становится директором ИВФ РАО. Научная деятельность Б. в основном связана с изучением возрастных и индивидуальных особенностей развития и формирования познавательных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста; выявлением и исследованием факторов риска в развитии, ранним прогнозированием, диагностикой и коррекцией трудностей обучения. Особое внимание ею уделялось разработке диагностических методик, позволяющих определить уровень сформированное ™ познавательных функций и готовность детей к школьному обучению (Проверьте ребенка перед школой — тесты и рекомендации, 1994; Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет, 1996; Методика раннего прогнозирования школьных трудностей, 2000). Изучение психофизиологических механизмов формирования навыка письма в норме у леворуких детей и детей с несформированностью зрительно-моторных координации позволило Б. разработать авторскую методику подготовки и обучения письму детей с несформированностью ряда познавательных функций (Прописи для леворуких детей (1995); Прописи для детей с трудностями обучения (2001). Наряду с научной Б. ведет активную преподавательскую деятельность. Возглавляет кафедру возрастной физиологии УРАО (с 2000). Является соавтором учебников Психофизиология ребенка (2000), Возрастная физиология (2002). Автор монографий: Обучение письму, М., 1997; Адаптация к учебным и физическим нагрузкам, в соавт., М., 1988; Морфофункциональное развитие детей 6-летнего возраста/в соавт., М., 1998; Нормализация учебной нагрузки школьников, в соавт., М., 1988; Проблемные дети, М., 2000; Физиология развития ребенка, в соавт., М., 2000;Леворукий ребенок в школе и дома, М., 1996, 1998, 2002; Проблемы и трудности медлительных детей, М., 1994, 1996, 2000; Ребенок идет в школу, М., 1991, 1996, 1998, 2001; Ступеньки к школе, М., 2000, 2001, 2002; и др. Л.А. Карпенко
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.