|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Философия/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г.
Личность— отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений. Первоначально слово «личность» (лат. persona) означало маску, роль, исполнявшуюся актером в античном театре. В отличие от понятия индивида, которое определяется как обособление в рамках единству, смысловое поле понятия Л. — это проявление внутреннего во внешнем. Смысл понятия Л. раскрывается через понятие свободы, ответственности, поступка как действия сообразно свободно принятому решению; самосознания и саморазвития. Действия личностного характера есть фактор саморегуляции общественного организма. Л. в философии исследуется со стороны содержательных процедур самоинтеграции — поиска смысла жизни, осмысления собственной судьбы, размышлений о жизни и смерти и способности к преднамеренным свободным поведенческим актам — поступкам. Л. в социологии исследуется в качестве продукта социальных взаимосвязей и субъекта социальной активности. В общей психологии Л. — это системное качество, приобретенное индивидом в процессе деятельности (устоявшаяся система мотивов, глубинных смысловых образований, установок). В социальной психологии Л. рассматривается со стороны ее взаимоотношений с социальной группой. Важнейшая особенность Л. — умение избегать отождествления себя как определенной целостности с конкретными формами своего социального поведения, умение «быть» и «казаться». Мобильность Л., умение менять стиль поведения, отделять себя от своих поступков, чутко реагировать на меняющиеся социальные требования — есть важный элемент регулирования социальных взаимодействий. С точки зрения ролевой концепции Л., исследующей возможности человеческой способности «казаться» (Т. Парсонс, М. Вебер в социологии, Дж. Мид, М. Кун, Ч. Кули в социальной психологии), не существует «человека вообще». Существуют лишь явления, «роли» Л. в социуме. Человек всегда проявляет свои потребности, актуализирует жизненные смыслы в конкретных социальных взаимодействиях — выступая как «специалист», как «студент», как «ученый», как «отец», как «зритель» и т. п. Другими словами, человек всегда есть «кто-то» — носитель определенных норм, идеалов, традиций, он не бывает «никем». Социальная роль не означает сознательно принятого на себя актерства, надевания «маски». В рамках теории ролей Л. в каждой конкретной роли проявляет себя как индивид, как носитель групповых норм. Марксизм, фактически выступая сторонником данной концепции, расширяет групповой интерес до классового и общесоциального, что делает невозможной безболезненную смену ролей для Л.; обессмысливается само понятие роли. Роль превращается в призвание, миссию, срастаясь с Л. Изменение социальной роли оказывается возможным только с изменением самих социальных отношений, в которых существует и действует индивид. Способность Л. осознавать включенность в ролевые отношения, способность выхода за рамки роли, потребность в самореализации и представления о себе как уникальной целостности также являются важным механизмом социальной регуляции. Коммуникативные межличностные связи на этом уровне носят специфический и часто непредсказуемый характер; на ролевом уровне коммуникативный процесс осуществляется в рамках общего нормативного поля. В ситуации выхода за рамки роли актуализируются другие качества Л. — потребность в самоактуализации, рефлексивно-интегрирующие способности, самопроективность Л. В данном случае Л. проявляет себя не как носитель общих норм, ценностей, не как индивид, но как индивидуальность. В психологической теории самоактуализации (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс) сущность Л. интерпретируется как непрерывное стремление человека к самовыражению. Л. нарушает устойчивость социальных отношений, разрывает коммуникационные сети, устанавливает новые правила коммуникации. В философии (персонализм, экзистенциализм, философская антропология) Л. рассматривается как процесс самопроектирования, самоинтеграции, саморефлексии, протекающей в рамках общения «Я» с Другим. Общение, понимаемое как субъект-субъектное отношение, включает переживание, понимание и трансцендирование (соотношение Л. с абсолютными ценностями и их носителем — абсолютной Л.). В философии марксизма присутствуют элементы понимания Л. как самопроективного процесса, однако само развитие Л. неотделимо от реального изменения социальных отношений и обязательно воплощается в нормативном социальном поведении. Устойчивость общества и его способность к саморазвитию во многом определяются балансом рассмотренных выше двух форм межличностной коммуникации. В зависимости от соотношения настроенности Л. на социально-ролевые коммуникативные взаимоотношения или же на экзистенциальную коммуникацию (определяемую особым характером мироощущения) можно выделить следующие типы личности (Э. Шпрангер). Политический тип Л. воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, осуществляемое через прямое навязывание своего нормативного поля общения. Эстетический тип тяготеет к общению в неролевой ситуации. Общение для него — средство самовыражения. Однако индивидуализм эстетической Л. порой может привести к закреплению собственного мироощущения в знаково-ролевой форме. Социальный тип Л. неотделим от установки, что общение есть форма самоотдачи, растворения себя в Другом. Любовь — основная форма жизни социальной Л. Этот тип Л. не признает нормативных рамок общения, однако в зависимости от объекта любви (отдельный человек, семья, группа, человечество) может быть склонен либо к анархическому поведению, либо к патриархально-ролевому, поскольку вживание в объект любви для социальной Л. означает безусловное принятие всех форм его жизнедеятельности. Для религиозного типа Л. главное — общение с Абсолютом, в котором сливаются два типа общения, роль превращается в призвание. Основной для экономического типа Л. выступает прагматическая ориентация, поэтому ролевая коммуникация является для нее необходимым условием достижения пользы. Теоретический тип Л. воплощает всепоглощающую страсть к познанию, ему не свойственно условно-ролевое общение. Однако теоретической Л. чужды вживание, трансцендирование, характерные для экзистенциальной формы общения. Теоретическая Л. может лишь сделать оба эти способа объектом исследования. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философия/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|