КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ (ИНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМ)

- теории изучающие закономерности и формы взаимодействия об-ва со средой обитания, многообразие связей соц. изменений с изменениями в жизнеобеспечивающих материальных предпосылках соц. процессов. Инвайронментальная социология - дисциплина, использующая соц.-экологич. подход и ограничивающая его рамками л -кального сообщества. Инвайронментализм в целом - общетеоретич. и мировоззренч. ориентация, в центре внимания к-рой находится взаимодействие соц. образований со средой обитания. Кроме того, инвайронментализм - соц. движение за качество среды обитания. Наиболее концептуальное развитие его идеи получили в амер. социологии. Соц.-экологич. Концепции во многом связаны с социал-дарвинизмом, эволюционизмом, инструментализмом, натурализмом. В условиях перехода от экстенсивного к трясивному природопользованию в середине XIX в. сформировались четыре основные соц.-реформистские ориентации в решении проблемы взаимодействия об-ва и природной среды: сервационизм, охранительная концепция, экологизм и экономизм. Последняя ориентация отличалась оптимизмом в отношении естественного стихийного разрешения экологич. затруднений антиреформизмом. Природа, с этой т.зр., существует для частного интереса и индивидуальной инициативы. Сторонники консервациона-лизма (Б. Фернау, Дж. Пиншо и др.) представляли т.наз. "утилитаристское крыло" инвайронментализма, считающее, что реорганизация обществ. ин-тов должна быть направлена на рациональное и продуктивное природопользование, обеспечение экономич. роста и эгалитарного распределения природных благ. В целом консервационизм занимался разработкой технологии управления природопользованием. В противоположность консервационизму ("техноцентризму") охранительное движение ("биоцентризм") выступало за сохранение дикой природы, к-рая, с его т.зр., обладает ценностью независимо от возможностей ее использования. Для биоцентризма ("Сьерра Клаб", Дж. Мьюир, Дж. Катлин, Дж. Одюбон, Ф. Паркмен, Э. Эванс и др.), основывающегося на романтич. представлениях о природе, заимствованных у "новоангл. трансцендентализма" (Р.У. Эмерсон, Г. Торо), характерно соотнесение об-ва с природой как с наиболее совершенным и наделенным духовными кач-вами сущим. Биоцентристы определяют инвайронмен-тализм как способ (состояние) бытия и определенный тип поведения; по их мнению, охрана и рациональное природопользование выступают лишь как внешние проявления более глубоких мотивов и ценностных ориентации. Экологисты, наиболее близкие к академич. кругам, строят свою модель взаимодействия об-ва с природой на объективных, естественно-научн. закономерностях. Включая во взаимозависимые связи экосистемы и человеческие сообщества, они видят назначение соц. системы в том, чтобы обеспечить оптимальное функционирование экосистемы и предотвращать нарушения экологич. процессов. Представители этого направления предложили три соц.-экологич. идеи, к-рые до сих пор сохранили значение для инвайронментального теоретизирования: экосистемного холизма (А. Леопольд), "морального сообщества" (соединяющую холизм с индивидуализмом) и биотического функционализма. Последняя заключается в том, что моральные нормы и соц. ин-ты, ими интегрируемые, рассматриваются как функциональные двойники естественных, биологич. инстинктов, позволяющие сохранить целостность и гармонию экосистемы. Развитие инвайронментальных идей собственно в социологии связано прежде всего с "классической" соц.-экологич. концепцией школы чикагской (см.). Основой этой концепции послужило представление об об-ве как об организме, о "глубоко биологич. феномене", обладающем помимо соц. (культурного) уровня биотическим, к-рый лежит в основе всего соц. развития и в конечном счете определяет тип обществ. организации (Р. Парк). Последователи чикагской школы предпринимали попытки переосмысления соц.-экологич. теории в направлении "социологизации" и преодоления биосоц. дуализма ее концепции (Л. Вирт, Р. Маккензи). В функционалистском варианте (40-50-е гг.) "сооб-во" понималось уже не как "организм" и носитель субсоц. сил, а как функциональная единица, способная к взаимодействию со средой. Соц. атомизм "классической" концепции был заменен "организационным" функционализмом (А. Холи, концепция "экологич. комплекса"). Середину 70-х гг. можно считать началом нового этапа в развитии инвайронментальной социологии. Соц.-экологические идеи были восприняты различн. соц. дисциплинами, что способствовало развитию междисциплинарных исследований по экологич. проблематике; происходила заметная "экологизация" традиционных идеологич. доктрин ("экомарксизм", "экофеминизм", "экофашизм" и проч.). В последние десятилетия инвайронментализм перерастает узкие научн. и национальные рамки, становится обоснованием глобальной переоценки ценностей, формирования нового мировоззрения, новых целей и приоритетов, нового типа рациональности. "Новая инвайронментальная парадигма" в социологии (У. Каттон, Р. Данлап и др.) отрицает т.наз. социологич. герметизм, антропоцентризм в изучении об-ва, необходимость "экспоненциального экономич. роста" и возможность непрерывного соц. и культурного развития. Авторы "новой парадигмы" считают несостоятельными все предшествующие социологич. теории объяснения соц.-экологич. противоречий обществ. развития, пытаются восстановить принцип гармонии взаимодействия природной и соц. среды. В целом современная инвайронментальная социология ставит следующие задачи: создать основу для синтеза предшествующих традиций в социологич. теории; объяснить на этой основе "новую соц. реальность", суть к-рой заключается в экологич. кризисе; дать направление радикальному преобразованию системы ценностей современного об-ва и соответственно этой системе новые образцы экологически оправданного поведения. К особенностям инвайронментализма можно отнести тесную связь с решением практических (локальных) задач; глобальную гуманистич. направленность, сближающую инвайронментальную парадигму с др. "альтернативными" движениями; попытки преодолеть "социологич. герметизм", наладить междисциплинарные контакты, не повторяя при этом редукционистских ошибок в социологич. теории. Хотя на современном этапе развития "новой парадигмы", к-рый ее авторы считают начальным, ей не удалось осуществить задачи "синтеза" и переориентации социологич. теории, выдвигаемая ею на первый план проблематика привлекает внимание все большего числа специалистов. Лит.: Сосунова И.А. Социальная экология. М., 1996; Petulla J. American environmentalism: Values, tactics, priorities. L., 1980. С.П. Банъковская.

Просмотров: 2581
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ДИАЛЕКТИКА КАК ЛОГИКА РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ
  • ДРУГИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ
  • МАТЕРИАЛИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ (экологич. антропология)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О.Конт как создатель социологии
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • Основные понятия и идеи теории коммуникативного действия Хабермаса
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Педагогическое общение в концепции профессионального развития учителя
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РАЗВИТИЯ (теории, или генетический метод)
  • РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ (генетический метод)
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦ-АРТ
  • СОЦ-АРТ
  • Соц-арт
  • Спенсер как создатель социологии
  • Специальные социологические теории, или Теории среднего уровня
  • ТЕОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  • ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • Теории среднего уровня (отраслевые социологии)
  • Теории среднего уровня (отраслевые социологии)
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ШКАЛА БОГАРДУСА (ШКАЛА СОЦ. ДИСТАНЦИИ)
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь