|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.
СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ(1820-1903) – третий крупный представитель первого позитивизма. Основные работы: «Основные начала», «Основания биологии»,«Основания психологии», «Основания социологии» и «Основания этики». Спенсер понимал цель научного познания в описании явлений. Назначение и задачи философии, состоят в систематизации знаний, получаемых в итоге описанияявлений. «Философия – вполне объединенное знание». Этими положениями позитивистская методология Спенсера указала на действительно важную проблему – достижение синтеза знаний. Он отмечал, что в развитии науки анализ взаимодействует с синтезом, дедукция с индукцией, в результате чего в познаниипроисходит движение от конкретного к абстрактному, а затем от абстрактного к конкретному. На этом основании Спенсер критиковал Конта в стремлении в своей классификации наук выстроить науки в линейную последовательность.Построение целостной классификации наук представлялось Спенсеру важным шагом на пути достижения «вполне объединенного знания». Для осуществления этой идеи он предлагает свой эволюционный метод. В основе метода Спенсералежит положение о всеобщности эволюции в области явлений. Последнее означает, что наука способна познать лишь сходства, различия и прочие отношения между чувственными восприятиями, но не в состоянии проникнуть в их сущность. Одним из главных стремлений Спенсера и особенностью его мировоззрения было желание примирить науку с религией. Для обеспечения этого альянса Спенсер вводит понятия единой «Силы, или Мощи», которая будто бы проявляется для нас во Вселенной, оставаясь в принципе непознаваемой. Тайна – последний шаг науки и первый – религии. «...Материя, движение и сила являются лишь символами Неведомой Реальности», – пишет он. И хотя Спенсер Мощь или Силу прямо не называет Богом, но достаточно прозрачно это делает, как и схоласты ссылкой на то, что коль скоро имеется относительное, то почему не существовать бы и чему-то совершенному, абсолютному? Способность тел оказывать при взаимодействии сопротивление истолковывается им как проявление непонятной и загадочной потусторонней Силы, которая остается на откуп религии и недоступна научному познанию. Особую заслугу Спенсера составляет его концепция эволюции, которую он понимает как непрерывное перераспределение телесных частиц и их движения, в результате чего происходит либо соединение (интеграция) частиц и рассеивание движения, что приводит к равновесию, либо рассеивание частиц с одновременно происходящим поглощением (концентрацией) движения. Первое течение эволюции он называет прогрессом, второе – регрессом. Отмеченную закономерность перераспределения телесных частиц и их движения Спенсер называет законом всеобщей эволюции. К всеобщему закону философ добавляет законы, называемые им вторичными: 1) всюду в мире происходит увеличение числа следствий структурных перемен в материи и движении, их «размножение» в геометрической прогрессии; 2) имеет место всеобщая дифференциация как специфический вид дезинтеграции на том основании, что все однородное аморфно, неустойчиво, и потому оно переходит в гораздо более устойчивое состояние«определенной», расчлененной, но связной разнородности. Другими словами,имеет место плавный переход из «неопределенной бессвязной однородности в определенную и связную разнородность». Этому закону Спенсер придавал оченьбольшое значение. Помимо вторичных, Спенсер вводит еще три дополнительных закона всеобщей эволюции: происходит нарастание местных интеграции, а затеми дифференциаций как внутри них, так и между ними, т.е. имеет место усиление всеобщей структурной организованности мира явлений: а) наблюдается всеобщая приблизительная ритмичность всех процессов природы и общества; б) все болеевыявляется при этом неизбежная тенденция к всеобщему равновесию и покою. В результате анализа законов Спенсер дает следующее общее определение эволюции: «Развитие... есть интеграция материи, сопровождаемая рассеиванием движения, во время которой материя переходит от состояния относительно несвязной инеопределенной однородности к состоянию относительно определенной и связной разнородности, а неизрасходованное движение претерпевает аналогичное же превращение». При помощи своих законов Спенсер хотел объяснить все процессы в окружающем нас мире, в том числе и в обществе. Последнее он рассматривал как наиболее интегрированную и дифференцированную материю. Именно в обществе осуществляется финал развития – установление равновесия и покоя.Законы эволюции Спенсера предельно механистичны и метафизичны. Они описывают лишь самые поверхностные, внешние факты, не вскрывая их подлинные причины. Это особенно наглядно видно, когда они прилагаются к общественномуразвитию. Так, закон всеобщей эволюции истолковывается Спенсером как концентрация людских масс с одновременным территориальным «расширением» сферы их влияния в смысле переселенческой колонизации, а также сначала военной, а потом экономической экспансии. Появление электромагнитной теории Максвелла в начале 70-х годов XIX века, открытие радиоактивности и других явлений подорвало значение законов эволюции Спенсера. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|