СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ

(1820-1903) – третий крупный представитель первого позитивизма.  Основные  работы:  «Основные  начала»,  «Основания  биологии»,«Основания психологии», «Основания социологии» и «Основания этики». Спенсер понимал цель научного  познания в описании явлений. Назначение и задачи философии,  состоят  в  систематизации  знаний,  получаемых  в  итоге  описанияявлений.  «Философия  –  вполне  объединенное  знание».  Этими  положениями позитивистская методология Спенсера указала на действительно важную проблему – достижение синтеза знаний. Он отмечал, что в развитии науки анализ взаимодействует с синтезом, дедукция с индукцией, в результате чего в познаниипроисходит движение от конкретного к абстрактному, а затем от абстрактного к конкретному.  На  этом  основании  Спенсер  критиковал  Конта  в  стремлении  в своей  классификации  наук  выстроить  науки  в  линейную  последовательность.Построение целостной классификации наук  представлялось  Спенсеру  важным шагом на пути достижения «вполне объединенного знания». Для осуществления этой идеи он предлагает свой эволюционный метод. В  основе метода Спенсералежит положение о всеобщности эволюции в области явлений. Последнее означает, что наука способна  познать лишь сходства, различия и прочие отношения между чувственными восприятиями, но не в состоянии  проникнуть в их сущность. Одним из главных стремлений Спенсера и особенностью его мировоззрения было желание примирить  науку с религией. Для обеспечения этого альянса Спенсер вводит понятия единой «Силы, или Мощи», которая будто бы проявляется для нас во Вселенной, оставаясь в принципе непознаваемой. Тайна – последний шаг науки и первый – религии. «...Материя, движение и сила являются лишь символами Неведомой Реальности», – пишет он. И хотя Спенсер Мощь или Силу прямо не называет Богом,  но достаточно прозрачно это делает, как и схоласты ссылкой на то, что коль скоро имеется относительное, то почему не существовать бы  и  чему-то  совершенному,  абсолютному?  Способность  тел  оказывать  при взаимодействии сопротивление истолковывается им как проявление непонятной и загадочной потусторонней Силы, которая остается на откуп религии и недоступна научному познанию. Особую заслугу Спенсера составляет его концепция эволюции, которую он понимает как непрерывное перераспределение телесных частиц и  их  движения,  в  результате  чего  происходит  либо  соединение  (интеграция) частиц и рассеивание движения, что  приводит к равновесию, либо рассеивание частиц с одновременно происходящим поглощением (концентрацией) движения. Первое течение эволюции он называет прогрессом, второе – регрессом. Отмеченную закономерность перераспределения телесных частиц и их движения Спенсер называет законом всеобщей эволюции. К всеобщему  закону философ добавляет законы, называемые им вторичными: 1) всюду в мире происходит увеличение числа следствий структурных перемен в материи и движении, их «размножение» в  геометрической  прогрессии;  2)  имеет  место  всеобщая  дифференциация как специфический вид дезинтеграции на том основании, что все однородное аморфно, неустойчиво, и потому оно переходит в гораздо более устойчивое состояние«определенной»,  расчлененной,  но  связной  разнородности.  Другими  словами,имеет место плавный переход из «неопределенной бессвязной однородности в определенную и связную разнородность». Этому закону Спенсер придавал оченьбольшое значение. Помимо вторичных, Спенсер вводит еще три дополнительных закона всеобщей эволюции: происходит нарастание местных интеграции, а затеми дифференциаций как внутри них, так и между ними, т.е. имеет место усиление всеобщей структурной организованности мира явлений: а) наблюдается всеобщая приблизительная ритмичность всех процессов природы и общества; б)  все болеевыявляется при этом неизбежная тенденция к всеобщему равновесию и покою.  В результате анализа законов Спенсер дает следующее общее определение эволюции: «Развитие... есть интеграция материи, сопровождаемая рассеиванием движения, во время которой материя переходит от состояния относительно несвязной инеопределенной однородности к состоянию относительно определенной и связной разнородности, а неизрасходованное движение претерпевает аналогичное же превращение». При помощи своих законов Спенсер хотел объяснить все процессы в окружающем нас мире, в том числе и в обществе. Последнее он рассматривал  как  наиболее интегрированную и дифференцированную материю. Именно в обществе осуществляется финал развития –  установление равновесия и покоя.Законы эволюции Спенсера предельно механистичны и метафизичны. Они описывают лишь самые поверхностные, внешние факты, не вскрывая их подлинные причины. Это особенно наглядно видно, когда они прилагаются к общественномуразвитию. Так, закон всеобщей эволюции истолковывается Спенсером как концентрация  людских  масс  с  одновременным  территориальным  «расширением» сферы их влияния в смысле переселенческой колонизации, а также сначала военной,  а  потом  экономической  экспансии.  Появление  электромагнитной  теории Максвелла в начале 70-х годов XIX века, открытие радиоактивности и других явлений подорвало значение законов эволюции Спенсера.

Просмотров: 1174
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Герберт Спенсер
  • Закон необратимости эволюции Долло
  • ЗАКОН ПРОГРЕССИВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
  • Лешли Карл Спенсер
  • СПЕНСЕР
  • СПЕНСЕР
  • СПЕНСЕР (SPENCER) Герберт
  • СПЕНСЕР (SPENCER) Герберт
  • СПЕНСЕР (SPENCER) Герберт
  • СПЕНСЕР (SPENCER) ГЕРБЕРТ (1820-1903)
  • СПЕНСЕР (SPENCER) Герберт (1820-1903)
  • СПЕНСЕР (Герберт)
  • СПЕНСЕР Герберт
  • Спенсер Герберт
  • СПЕНСЕР Герберт
  • СПЕНСЕР Герберт
  • СПЕНСЕР Герберт
  • СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ
  • СПЕНСЕР Герберт
  • СПЕНСЕР Герберт
  • СПЕНСЕР Герберт (1820-1903)
  • СПЕНСЕР Герберт (1820—1903)
  • Спенсер Герберт | SPENCER, HERBERT (1820-1903)
  • Спенсер как создатель социологии
  • Спенсер, Герберт
  • Теория эволюции
  • ЭВОЛЮЦИИ ТЕОРИЯ
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь