ЭВОЛЮЦИИ ТЕОРИЯ

(EVOLUTIONARY THEORY) Доктрина, охватывающая ряд по-разному используемых принципов, в отношении сущности которой нет единого мнения. Существует два типа теории эволюции: (1) теория, постулирующая однолинейный, упорядоченный или прогрессивный характер социального изменения; (2) теория, основанная на аналогии с эволюцией в растительном и животном мире, следующая дарвиновской теории. (1) Концепции эволюции занимали центральное место в рамках характерного для XIX в. подхода к изучению общества. Некоторые аналитики рассматривали всякое изменение в обществе в качестве эволюционного, однако наиболее крупные социологические концепции подчеркивали упорядоченный и направленный характер изменения. К.А. Сен-Симон отталкивался от традиционной для консерватизма конца XVIII — начала XIX вв. идеи общества как органического равновесия, поддерживаемого в силу зависимости выживания отдельных индивидов и социальных классов от преуспевания общества в целом. К этому он добавлял эволюционную идею социального развития как последовательной прогрессии органических обществ, представляющих собой все более высокие уровни развития. Каждое общество соответствовало своему времени, но впоследствии уступало место более высоким формам. Сен-Симон считал, что определяющим фактором эволюции является рост знания; его идея трех стадий была впоследствии разработана О. Контом в эволюционную схему. Конт увязывал между собой развитие человеческого знания, культуры и общества. Общества проходят три стадии — примитивную, промежуточную и научную, — соответствующие формам человеческого знания, выстроенным относительно сходного континуума теологического, метафизического и позитивного мышления. Эти стадии неизбежно проходит в своем развитии все человечество — идея, предполагающая как однолинейное направление изменения, так и прогресс. Кроме того, Конт рассматривал общество с органицистской точки зрения — как совокупность взаимосвязанных частей, находящихся в равновесии друг с другом и образующих единое целое. Он определял эволюцию как рост функциональной специализации структур и улучшение адаптации частей целого. Г. Спенсер также придерживался линейной концепции эволюционных стадий. Показателем прогресса для него была степень сложности общества. Человеческим обществам свойственна тенденция перехода от простого, недифференцированного целого к целому сложному и разнородному, при этом части целого становятся более специализированными, но остаются интегрированными. Спенсер также использовал органическую аналогию, однако не описывал общество как организм. Интерес к изменению и стадиям развития проявлялся и в рамках неорганицистской мысли второй половины XIX в. — со стороны антропологов, занимавшихся сравнительным исследованием культур, в идее последовательных способов производства, выдвинутой К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также в концепции прогрессирующего разделения труда в обществе Э. Дюркгейма. (2) В ХХ в. антропологи и социологи в гораздо меньшей степени интересовались социальной эволюцией, если не считать оживление интереса среди американских функционалистов в 1950-1960-е гг. В ходе этого оживления, которое иногда обозначается как неоэволюционизм, из теории эволюции в биологической науке были заимствованы в модифицированной форме принципы естественного отбора и адаптации. Органицистскую модель общества использовал функционализм, находя в дарвиновской теории эволюции объяснение изменения и выживания организмов, совместимое, как представлялось функционалистам, с их собственными допущениями. Отправной точкой в данном случае была идея адаптации обществ к окружающим их средам, которые включают в себя как природный мир, так и другие социальные системы. Изменения в обществе, откуда бы они ни исходили, являются основным материалом эволюции. Эти изменения, повышающие способность общества к адаптации, показателем чего является его долгосрочное выживание, отбираются и становятся институционализированными в соответствии с принципом выживания наиболее приспособленных. Социологический функционализм основным источником адаптации и отбора считает дифференциацию — процесс, в ходе которого основные социальные функции разъединяются и начинают выполняться специализированными коллективами в автономных институциональных сферах. Функциональная и параллельная ей структурная дифференциация  делают возможным более эффективное выполнение каждой функции. Антропологические концепции часто подразумевали конкретную эволюцию (адаптацию отдельного общества к окружающей его среде), тогда как в центре внимания социологов находилась общая эволюция, то есть эволюция высших форм в рамках развития человеческого общества в целом. Этот общий подход предполагал однолинейную направленность изменения, а также то, что одни общества расположены выше других на шкале прогресса, — допущения, не характерные для концепций конкретной эволюции. См. также: Биологизм/Биологический редукционизм; Городская экология; Дюркгейм; Парсонс; Социальный дарвинизм; Социобиология; Способ производства. Лит.: Eisenstadt (1968a); Peel (1969a)

Просмотров: 1349
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.




Другие новости по теме:

  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • “ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА” ТЕОРИЯ, ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ГОМЕОСТАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ДАРВИНИЗМ, материалистическая теория эволюции
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ЕДИНОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИЯ
  • КЛАССОВО-СТРАТИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА)
  • Классово-стратификационная структура общества (Социальная структура общества)
  • Коммуникативная теория общества и рациональности. Этика дискурса
  • КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (ОБЩЕСТВА)
  • МАССОВОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • ОБЩЕСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ТЕОРИИ
  • ОБЩЕСТВА МАССОВОГО ТЕОРИИ
  • ОБЩЕСТВА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ТЕОРИЯ
  • Общества риска теория
  • ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • Отношение Хабермаса к критической теории общества и марксизму
  • ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • Стадии эволюции человека
  • Структурные изменения общественности и исследования Хабермасом гражданского общества
  • ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА
  • Теории массового общества
  • ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕОРИЯ ТЕХНОТРОННОГО ОБЩЕСТВА
  • Теория эволюции (THEORY OF EVOLUTION)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь