|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.
ГЕРМЕНЕВТИКА(от греч. – истолковывающий, разъясняющий) – теория понимания тексов и искусство истолкования их истинных смыслов. Термин появился в древнегреческой мифологии, где один из олимпийских богов, Гермес, выступал посредником между богами и людьми, истолковывая людям поведение богов, а богам разъяснять просьбы людей. В средние века он использовался какметод истолкования библейских текстов и поиска их скрытого смысла. В эпоху Возрождения термин понимается как искусство перевода античных литературных текстов на живой современный язык. В современной философии науки он приобретает статус общей теории понимания любых текстов (различают следующие виды герменевтики: филологический, исторический, философский, теологический, юридический и др.) и взаимопонимания участников коммуникации. Основателем философской герменевтики был немецкий историк, филолог и философ Фридрих Шлейермахер, который разработал общую герменевтику как «искусство понимания», которое стало рассматриваться как метод всех гуманитарных наук (наук о духе) ибо при помощи психологического «вживания» в содержание текстаможно было проникнуть во внутренний мир автора, реконструировать описываемое событие и понять его более глубоко, чем его осознавал автор и участники события. Шлейермахер превратил герменевтику в философию понимания, аосновной её задачей определил исследования условий и структуры понимания. Основоположником современного философской герменевтики является Ганс Георг Гадамер, который в 1960 г. опубликовал труд «Истина и метод. Теоретические основы герменевтики Гадамер разработал на основе трёх концепций: «понимающей психологии» В. Дильтея, теории «горизонта» и «жизненного мира» Э. Гуссерля и учения о языке М. Хайдеггера. Основы философской герменевтики», где рассмотрел структуру герменевтического процесса, определил процедуру вживания во внутренний мир автора текста, внутренний мир интерпретатора и язык текста. При этом язык Гадамер рассматривает как истину бытия, т.к. вещиговорят на своём языке, а человек должен научиться их понимать. Так Гадамер превращает герменевтику из метода исследования в онтологию: бытие существует в языке, понять бытие – значит истолковать язык. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|