Общение и искусство: диалог автора с аудиторией

В художественном восприятии и творчестве, в педагогике искусства О. играет едва ли не ключевую, хотя и неявную роль. Но само понятие О. наполняется здесь особым содержанием, к-рое не тождественно общепсихологическому и отражает своеобразие искусства, художественного освоения мира. Оно является диалогом автора с миром и собственным «творческим Я», опосредованный произведением, диалогом реципиента и целой аудитории (читателей, зрителей, слушателей) с автором, к-рый приобщает и нас к его внутреннему духовно-творческому опыту. Процесс художественного восприятия - это встреча того, кто создает произведение и того, кто его воспринимает. В художественной форме воплощается авторский замысел и «творческого Я» автора, поэтому встреча с произведением (сознается это или нет) всегда становится встречей с его творцом. Автор, со своей стороны, идет навстречу зрителю и делает все, чтобы диалог состоялся, и в его сознании или сверхсознании всегда представлен тот идеальный зритель, слушатель или читатель, к-рый воспримет порождаемые образы, когда они отделятся от своего творца и начнут самост. жизнь. С момента зарождения замысла и до завершения работы автор, осознанно или неосознанно, ведет внутр. диалог с этим идеальным зрителем. Художник создает произведение как максимально выразительную, прозрачную форму, несущую в себе замысел - невербализуемый аккорд идей, чувств, ценностных отношений. А воспринимающий, партнер автора по диалогу, вживается в эту выразительную форму и по оставленным автором вехам «сопорождает», сотворчески восстанавливает, в опр. смысле исполняет авторский замысел. «Диалог с автором» бывает в разной степени осознанным, произвольным и равноправным, но вне его адекватное постижение произведения невозможно. Диалог этот - заочный, опосредованный произведением. Автора как бы нет, за него «говорит» выразительная форма произведения, - только она может подсказать, верно ли понята авторская речь. В этом плане, по А. Ухтомскому, следует преодолевать свой эгоцентризм, вырабатывая «доминанту на другом», на собеседнике - тогда диалог с ним станет реальностью. Стремясь постичь художественное произведение, следует вырабатывать в себе «доминанту на авторе». Но важно помнить, что этот собеседник - не реальный, некогда живший (или живущий) человек с его житейским характером, психол. проблемами, эмпирической биографией, включавшей в себя, в частности, создание картин или сочинение музыки. В нашем заочном диалоге он представлен именно как художник-автор, тот, кто претворил свой жизненный опыт в художественные образы. В то же время острая нехватка переживаний всеединства («коммунитас», по У. Тернеру), испытываемая совр. человеком, зачастую приводит к тому, что О. «по поводу» искусства (или квази- и антиискусства) ведет не к осознанию собственной индивидуальности и не к плодотворному обмену избытком видения общих ценностей, а, напротив, к потере своей идентичности, к растворению в неразличимой, легко управляемой массе, - это выходит за область психологии искусства, переходя в проблематику «психологии толпы», подростковых субкультур или паранауч. массового гипноза и «зомбирования». Эти явления также требуют осмысления и преодоления в культурно-образовательной практике, и осн. путем такого преодоления может стать положительно мотивированное О. в сфере искусства. Лит.: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979; Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. М., 2000; Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепьянной игры. М., 1982; Паустовский К. Г. Золотая роза. М., 1980; Ухтомский А. А. Письма // Пути в незнаемое. Писатели рассказывают о науке. М., 1973. А. А. Мелик-Пашаев

Просмотров: 1630
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • ДИАЛОГ
  • ДИАЛОГ
  • ДИАЛОГ
  • ДИАЛОГ
  • ДИАЛОГ
  • ДИАЛОГ
  • ДИАЛОГ
  • ДИАЛОГ
  • ДИАЛОГ
  • ДИАЛОГ
  • ДИАЛОГ
  • ДИАЛОГ С ЭВМ
  • Диалог
  • Диалог
  • Диалог
  • Диалог
  • Диалог
  • Диалог
  • Диалог
  • Диалог
  • Диалог в контексте идей М. М. Бахтина и А. А. Ухтомского
  • Диалог в межкультурной коммуникации: гармонизация диалога в структуре «автор-адресат»
  • Диалог как духовное общение: концепция Т. А. Флоренской
  • Общение и искусство : личность реципиента при восприятии искусства
  • Педагогическое общение : диалог и его виды
  • Ремесло, занятие, искусство, произведение искусства
  • СМЕРТЬ АВТОРА
  • СМЕРТЬ АВТОРА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь