«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»

(или «чистое искусство»)  — эстетические концепции, утверждающие самоценность и автономность худож. творчества, отрицающие связи иск-ва с общественной жизнью, моралью, наукой и политикой. Гносеологический источник этих концепций — абсолютизация специфики иск-ва, свободы творческого акта и наслаждения, доставляемого плодами худож. деятельности. Социальный источник теорий «И. д. и.» — «безнадежный разлад», по определению Плеханова, художников с окружающей их социальной средой. Пресыщенный эстетизм. подчеркнутая индифферентность к глубоким и актуальным темам, стремление к сугубо формальным эффектам характерны для различных вариантов «чистого иск-ва», пропагандируемых в периоды разложения общественных систем и классов, уходящих с исторической сцены (эллинизм, иск-во времен упадка Римской империи, маньеризм и т. д.). Наиболее последовательные теории «И. д. и.» оформляются в XIX в., черпая свою аргументацию в односторонней интерпретации учения Канта о специфике эстетического отношения («суждение вкуса») и в нек-рых положениях Шиллера о природе «эстетической видимости». В их трактовке худож. творчество представало как выход из противоречий между природой и об-вом, между свободой и необходимостью, между чувственным и рациональным, между индивидом и родом. Разделение труда, углублявшееся в связи с развитием капиталистического способа производства, тотальное подавление индивидуальности господством отчужденных, вещных отношений порождало разнообразные. вт. ч. и превратные, формы борьбы за попранную человечность, за свободное и целостное развитие личности. На этой почве и возникает романтическая иллюзия, будто только в сфере «чистого иск-ва» возможны личная независимость художника и свобода художественного творчества.  Концепции «И. д. и.» противопоставляли себя рассудочно-утилитаристским элементам эстетики Просвещения. Антагонизм двух односторонних подходов к творчеству — утилитаристского и абсолютно «незаинтересованного»,— особенно заостренный в позднейших вариантах концепций «И. д. и.», обнажает внутреннюю диалектичность иск-ва, особую природу его полезности, понимаемой не в грубо утилитарном смысле, а как формирование творческих способностей личности, содействие универсализации ее интересов и потребностей. Развитая способность творить «по законам красоты» находит выражение и за пределами собственно худож. сферы, проявляясь и в производительном труде, и в научном поиске, и во взаимоотношениях личности с коллективом. К оценке различных вариантов «чистого иск-ва» важно подходить конкретно-исторически. Так, если в XIX в. лозунг «И. д. и.» (Т. Готье, Ш. Бодлер, О. Уайльд и др.) часто выражал протест художника против господства буржуазной пошлости в официальном иск-ве, то с нач. XX в. теории «чистого иск-ва» утратили критический пафос, превратившись в особую разновидность эстетической культуры эпохи кризиса (Кроне, Кандинский и др.). Аполитичность стала кредо «чистого иск-ва», отдаляя художника от насущных интересов народа. Не случайно еще рус. революционно-демократическая эстетика  (Белинский, Чернышевский, Добролюбов) выступала с резкой критикой этой концепции в теории и худож. практике, отстаивая иск-во, реалистически изображающее жизнь. Марксистско-ленинская эстетика, развивая традиции революционно-демократической эстетики, противопоставила теории и практике «чистого иск-ва» принцип худож. идейности (Идейность в искусстве). В противовес концепции «абсолютно свободного» иск-ва, В. И. Ленин выдвинул и всесторонне обосновал идею партийного, открыто и сознательно связанного с пролетариатом худож. творчества (Партийность в искусстве).

Просмотров: 1730
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • «КНИГА О ПРИЧИНАХ», или «Книга Аристотеля об истолковании чистого блага»
  • «Критика чистого разума»
  • «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»
  • «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»
  • «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»
  • АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • АНТИНОМИЯ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • Антиномия чистого разума
  • Архитектоника чистого разума
  • ДЕЙСТВИЕ ЧИСТОГО СТИМУЛА
  • ДРУГИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
  • Идеал чистого разума
  • ИДЕАЛ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • Идеи чистого разума
  • ИДЕИ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • ИМПЛИЦИТНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
  • Канон (правило) чистого разума
  • Коллективный иск
  • КОНЦЕПЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
  • КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА
  • Общение в многомерной концепции личности В. Ф. Моргуна
  • Основоположения чистого рассудка
  • Паралогизм чистого разума
  • ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
  • РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
  • СВЯЗИ МЕЖДУ АНАЛИЗАТОРАМИ
  • СОФИСТИКАЦИЯ (чистого разума)
  • ЧИСТОГО СТИМУЛА, ДЕЙСТВИЕ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь