«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»

(«Kritik der reinen Vernunft», Riga, 1781), осн. труд Канта. Во 2-м изд. «К. ч. p.» (Riga, 1787) существенно переработан ряд разделов и введён фрагмент «Опровержение идеализма». Посвящён определению и оценке источников, принципов и границ науч. знания, состоит из предисловий, введения, трансцендентальной эстетики, аналитики и диалектики чистого разума, а также учения о его методе. Кант преодолевает односторонности рационализма и эмпиризма в трактовке источников знания, утверждая взаимосвязанность чувств. опыта и рациональных структур в науч. познании. В «Трансцендентальной эстетике» говорится о необходимом эмпирич. основании познания - ощущениях, возникающих в результате воздействия объектов на нашу способность восприятия, но в дальнейшем изложении преимуществ. внимание уделяется анализу способов «упорядочения», «связывания» эмпирич. данных с помощью априорных и субъективных форм чувств. познания - пространства и времени. Соответственно ощущения, представления и вообще все «феномены», подчинённые субъективным условиям восприятия (пространству и времени), по Канту, не дают подлинного знания об объектах, или «еещах в себе». Последние он объявляет непознаваемыми. Априорный характер Кант приписывает всем формам познания. В «Трансцендентальной аналитике» рассматривается рассудок как способность мыслить, синтезировать, обобщать содержание чувств. представлений посредством априорных понятий - категорий. В основе способности объединять представления лежит «первоначальносинтетич. единство апперцепции». «Подведение» эмпирич. созерцаний под категории осуществляется с помощью способности суждения, или продуктивной способности воображения. В «Аналитике основоположений» рассмотрены общие методологич. принципы и требования науч. познания (принцип каузальности, идея субстанции и др.), к-рые определяют условия и границы «возможного опыта». В «Трансцендентальной диалектике» исследуется разум, требующий абс. завершённости опыта, и даётся критика его иллюзий и ошибочных заключений (паралогизм, антиномии, идеал), в к-рые он впадает, отрываясь от чувств. основания познания и стремясь к познанию сверхчувственного - души, мира как целого и бога. Кант далёк от однозначно отрицат. оценки заблуждений разума и его антиномичности - он видит в этом проявление стремления к неогранич. расширению знания. Идеи разума имеют для естествознания регулятивное, направляющее значение. Учение об априорных, рацион. структурах и диалектике разума составляет, по Канту, подлинный предмет философии.  В «Трансцендентальном учении о методе» определяются методы критич. филос. исследования (дисциплина), его цели, идеал и способы их достижения, рассматривается система предметов чистого разума (сущее и должное) и знаний о них (метафизика природы и нравственности), а также его архитектоника. Краткое изложение «К. ч. р.» содержится в «Пролегоменах» Рус. пер. М. Владиславлева И. М. Соколова, Н. Лосского;

Просмотров: 1101
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА»
  • «КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА»
  • «КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА»
  • «Критика чистого разума»
  • «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»
  • «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • Антиномии разума
  • АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • АНТИНОМИЯ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • Антиномия чистого разума
  • Архитектоника чистого разума
  • ИДЕАЛ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • Идеал чистого разума
  • Идеи чистого разума
  • ИДЕИ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • ИДЕЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ (понятие разума)
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Канон (правило) чистого разума
  • Критика диалектического разума
  • КРИТИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО РАЗУМА
  • КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА
  • КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА
  • Паралогизм чистого разума
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • СОФИСТИКАЦИЯ (чистого разума)
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (ЗНАНИЯ)
  • Схоластическая философия: утверждение гармонии веры и разума Отношение церкви к рациональному познанию
  • ЭДИПОВ КОМПЛЕКС, ЕГО КРИТИКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь