Основоположения чистого рассудка

(Grundsaetze des reinen Verstand - нем.)

Термин кантовской философии, обозначающий фундаментальные

принципы априорного синтетического знания. Основоположения чистого

рассудка составляют метафизический каркас естествознания и исчерпывают

сферу того, что рассудок a priori  может познать о вещах. Основой

классификации основоположений чистого рассудка является таблица

категорий. В соответствии с четырьмя классами категорий Кант выделяет

четыре группы основоположений. Категориям количества соответствуют

аксиомы созерцания (их принцип состоит в том, что всякое созерцание

конструируется как экстенсивная величина), категориям качества -

антиципации восприятия (их максима заключается в том, что всякому

реальному в созерцании присуща интенсивная величина, т.е. степень),

категориям отношения - аналогии опыта  (всякое изменение происходит

сообразно закону причинности, субстанция сохраняется неизменной, все

сосуществующее находится во взаимодействии), категориям модальности -

постулаты эмпирического мышления вообще (возможность - согласие с

формальными условиями опыта, действительность - связь с

материальными условиями опыта, необходимость - связь с

действительностью по общим законам опыта). Первые две группы

основоположений обосновывают возможность математического познания

явлений и именно поэтому Кант называет их математическими. Третья и

четвертая группы касаются существования и его условий и объединяются

Кантом в рубрику динамических основоположений. Математические

основоположения в силу их тесной связи с формами созерцания обладают

интуитивной достоверностью, динамические - дискурсивной. В

доказательствах разных групп основоположений (точнее, не самих этих

рассудочных принципов, а их "схематизированных", т.е. темпоральных

формул). Кант применяет совершенно различные аргументативные тактики

(общее для всех основоположений доказательство дано Кантом в

трансцендентальной дедукции категорий). Математические

основоположения удостоверяются анализом формальных особенностей

созерцания предметов во времени и пространстве (в частности,

однородности временных моментов и феномена различной наполняемости

времени). Аналогии опыта доказываются как принципы, позволяющие

мыслить устойчивые объекты за потоком субъективных переживаний, и

сами доказательства построены на анализе структуры конституирования

предметности. Постулаты же эмпирического мышления нуждаются не в

доказательствах, а в разъяснениях, так как относятся не к вещам, а к

отношению мышления к вещам.

Просмотров: 1263
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Васильев. Термины кантовской философии




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  • АНАЛИТИКА ОСНОВОПОЛОЖЕНИЙ
  • АНАЛОГИИ ОПЫТА
  • Аргумент из опыта
  • ВНЕДРЕНИЕ ОПЫТА
  • ВЫРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  • И. Кант: Чистые понятия рассудка — категории
  • ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
  • ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
  • Каналы массовой трансляции культурного опыта
  • КРИТЕРИИ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
  • КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА КАНАЛЫ МАССОВОЙ ТРАНСЛЯЦИИ
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • Мир религиозного опыта в средневековой философии
  • МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  • ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Основные принципы классической философии Нового времени
  • ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА НЕДОСТАТОЧНОГО ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ У ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Поле опыта
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • ПЯТЬ ОСНОВОПОЛОЖЕНИЙ
  • СОЗЕРЦАНИЯ ФОРМЫ
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Трудности рационального выражения духовного опыта в средневековой философии
  • Цикл опыта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь