|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.
ГАДАМЕР ГАНС ГЕОРГ(1900-2002) – немецкий философ, автор книги«Истина и метод. Основы философской герменевтики», вышедшей в 1960 г. (этот год считается официальной датой рождения современной философской герменевтики), где он определил основные проблемы герменевтики: возможно ли понимание окружающего мира; может ли человек понять мир таким, каким он существует реально; как в этом понимании воплощается истина бытия? Гадамер разработал главные идеи философской герменевтики на основе трёх концепций его предшественников: «понимающей психологии» В. Дильтея, теории «горизонта» и«жизненного мира» Э. Гуссерля, и учения о языке М. Хайдеггера. Структурагерменевтического процесса (понимания), по Гадамеру, включает три компонента(горизонта), которые раскрывают реальный процесс социального познания:1) внутренний мир автора текста – участника, свидетеля события («горизонт автора»); 2) внутренний мир интерпретатора («горизонт интерпретатора»); 3)язык как реальность, в которой живут автор текста и интерпретатор («горизонт языка»). Важнейшей процедурой в герменевтике является «вживание»: а) вживание в «горизонт автора» предполагает глубокое знакомство с социальноисторическими и политическими условиями его жизни, его психологическими установками, ценностными ориентациями; б) вживание во внутренний мир интерпретатора определяется условиями, в которых он живёт, создавая предпонимание, внося в него своё суждение и мнение, т.е. своеобразное, исторически обусловленное информационное поле его «Я» (которое должно сопоставляться с изучаемым текстом, называемый Гадамером «Ты»), находясь с ним в единстве; в) вживание в текст – основа взаимодействия человека и мира, только в языке открывается истина бытия: язык образует мир, в котором живёт человек. В герменевтике вещи говорят на своём языке, а человек их должен понять и истолковать, т.е. истолковываются не сами вещи, а язык, на котором они говорят о себе. Так герменевтика превращается из метода исследования в онтологию, где бытие существует в языке, а понять бытие – значит истолковать язык, на котором говорит бытие. Процесс понимания смыслов здесь становится способом освоения человеком мира. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|