|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)
КОГНИТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ- господствующие в обществе представления о целях и результатах познавательной деятельности, требованиях (стандартах), которым должны удовлетворять продукты этой деятельности (эмпирические, теоретические и технологические знания). К числу общих когнитивных ценностей относятся Рациональность, Истинность, Доказательность, Полезность. Содержание этих ценностей формируется объективно в ходе конкретной практики познания, частично стихийно, но во многом благодаря сознательной рефлексивной деятельности выдающихся ученых и философов. В целом, как показывает исторический опыт развития познания, в том числе история научного познания, содержание когнитивных ценностей изменчиво и обусловлено тремя основными факторами: социокультурными условиями осуществления познавательной деятельности, философской рефлексией содержания этих ценностей и преимущественным типом объектов познавательной деятельности. В науке когнитивные ценности конкретизированы в виде идеалов и норм научного исследования. Понимание этих идеалов и норм и соответственно их содержание также весьма изменчиво и разнообразно как в диахронном, историческом разрезе бытия науки (древняя восточная наука, античная наука, средневековая наука, новоевропейская наука и т. д.), так и в ее синхронном сечении (логико-математические науки, естествознание, социально-гуманитарное знание, технико-технологические науки). Анализом всего многообразия когнитивных ценностей, их природы, видов, факторов изменчивости, инвариантности, системного характера занимается философия в таких ее разделах как гносеология, аксиология, философия науки. Когнитивные ценности — имманентная и основополагающая часть процесса познания и его структуры. (См. ценности, сознание, идеалы и нормы научного исследования) .
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus») Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|