АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

- распространенный феномен в истории научного познания, ставший массовым явлением в современной науке, когда

практически во всех научных дисциплинах при описании и объяснении одних и тех же объектов, процессов, структур существуют не просто разные, а взаимоисключающие, противоречащие друг другу теории, парадигмы, научно—исследовательские программы. Природа этого феномена была понята только в неклассической философии науки как необходимое следствие трех факторов:

1) конструктивной природы теоретического мышления;

2) отсутствия абсолютного надежного, «окончательного» эмпирического и/или теоретического обоснования любых концепций;

3)  ограниченно разрешающей способности любых конкретных и мысленных моделей по отношению к своему объекту.

Неполнота любых научных концепций была почти одновременно осознана, с одной стороны, в физике (корпускулярно-волновой дуализм и принцип дополнительности), а с другой — в математике (ограничительные теоремы К. Геделя). В силу антифундаментального характера процесса научного познания, выбор между альтернативными концепциями и предпочтение одной из них является, в конечном счете, итогом длительных и подчас драматичных научных дискуссий и «переговоров» между членами профессионального научного сообщества и выработкой определенного и, в принципе, никогда не окончательного научного консенсуса. (См. выбор альтернативных теорий, научный консенсус, история науки, парадигма).

Просмотров: 1084
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)




Другие новости по теме:

  • ВЫПУСК УСЛУГ НАУКИ И НАУЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
  • ДОМ НАУЧНОГО АТЕИЗМА
  • ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО  ПОЗНАНИЯ
  • МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Метод научного познания
  • Методология научного познания
  • Методы научного познания
  • Методы теоретического познания
  • ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ПОЛОЖЕНИЕ О ПОДГОТОВКЕ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
  • ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • СТИЛИ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
  • СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
  • СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • СУБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ  НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Формы научного познания
  • ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь