ОБРАЗ-ЦЕЛЬ

идеальное представление будущего результата деятельности оператора. Цель деятельности оператора выступает как образ (в широком смысле) заданного состояния объекта управления: того состояния, в который этот объект нужно перевести. Являясь идеальным представлением конечного результата деятельности, О.-ц. выступает и в качестве предпосылки, определяющей ее начало. Сложная деятельность не может быть ни спланирована, ни тем более осуществлена, если такая предпосылка не сформирована. Формирование О.-ц. тесно связано с понятием опережающего отражения. Оно выступает в двух различных формах: предвидение (прогнозирование, антиципация, экстраполяция) и целеполагание. Эти формы близки друг к другу и могут превращаться одна в другую. Однако первая более относится к опережающему отражению объективного хода событий, взятых безотносительно к субъекту. Вторая" характеризует опережающее отражение, включенное в деятельность субъекта: цель выступает как опережавшее отражение будущего результата деятельности. В О.-ц., формирующемся в процессе целеполагания, объект отражается как изменяющийся не просто сам по себе (по своим законам), а в результате деятельности. Напр., заданное состояние объекта управления представляется как такое состояние, которое должно возникнуть в результате управляющего воздействия оператора. Установлено, что О.-ц. определяет критерии селекции информации о текущем состоянии объекта, а также ее интеграции. Характером О.-ц. определяется, какие сигналы из общего потока будет выбирать оператор и как он будет их объединять. Этот образ определяет также способы перекодирования поступающей информации, ее оценку, формирование гипотез и принятия решений. О.-ц. не остается неизменным на всем протяжении деятельности. По ходу ее выполнения он может трансформироваться, уточняться, детализироваться. Большая роль в этом принадлежит сигналам обратной связи, несущим информацию о текущих результатах деятельности. Сформированный в начале деятельности О.-ц. должен сохраняться в памяти человека до ее окончания, выступая в роли ведущего регулятора всей системы действий. Возможны случаи, когда оператор имеет не одну, а несколько целей, а следовательно, и выполняет несколько деятельностей. Необходимость совмещать различные деятельности, переключаться от одной к другой создает определенные трудности и вызывает сильное нервно-психическое напряжение. Это создает трудности для сохранения О.-ц. в памяти оператора, использования его оператором в нужное время. Поэтому при разработке СЧМ и организации труда операторов необходимо предусмотреть специальные средства, помогающие оператору сохранить О.-ц. Одним из вариантов этого может быть отображение О.-ц. на индикаторных устройствах. Другим вариантом могут быть речевые команды, передаваемые оператору в сложных условиях и напоминающие ему об основной цели деятельности (Б. Ф. Ломов).

Просмотров: 1262
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • КАЧЕСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
  • Качество результата деятельности учреждения
  • МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • МОТИВ И ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • Общение в экстремальных условиях деятельности
  • Объект деятельности
  • Объект профессиональной деятельности
  • Предварительное предоставление правдивой информации о предстоящей деятельности (ознакомление с реальными должностными обязанностями)
  • СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • СТРУКТУРНО-АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • УНИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Формы библиотерапевтической деятельности
  • Формы организации образовательной деятельности детей
  • ЦЕЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Цель деятельности
  • ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • ЯЗЫКИ ОПИСАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь