Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ФОРМАЛИЗАЦИЯ



ФОРМАЛИЗАЦИЯ

(в инженерной психологии) (от лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемому объекту (деятельности оператора) определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие в силу этого выявить и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов. Особенность Ф. как гносеологического приема состоит в том, что совершающиеся с ее помощью выявление и уточнение содержания происходят через выявление и фиксацию его формы. Во всякой Ф. всегда присутствует момент огрубления живой, развивающейся действительности. Однако это огрубление является необходимой стороной процесса познания. Основное значение для Ф. имеют знаки специального характера, в частности применяемые в математике. Проведение Ф. всегда сопровождается противоречием между формой и содержанием. Опыт показывает, что если формализуется достаточно богатая содержанием теория, то она не может быть полностью отображена в формальной системе; в теории всегда остается невыявленный, неформализуемый остаток. Это несоответствие между Ф. и формализуемым содержанием выступает в качестве внутреннего источника развития формально-логических средств науки. Преодоление указанного противоречия происходит путем построения новых формальных систем, в которых формализуется часть того, что не было учтено при предшествующих Ф. Таким образом, осуществляется все более глубокая Ф. содержания, никогда, однако, не достигающая абсолютной полноты. . Рассмотренные философские и методологические проблемы Ф. научного познания имеют непосредственное отношение к инженерной психологии. Как показал М. А. Котик, в ней открываются особенно большие возможности для Ф. деятельности человека. В изучаемой здесь деятельности человек решает ограниченный круг технических задач, а его действия зачастую оказываются детерминированными извне техническими условиями. В то же время для операторской деятельности отбирается определенный крут людей, психофизиологические показатели которых отвечают соответствующим требованиям. Все эти обстоятельства способствуют как ограничению числа соответствующих психологических переменных, определяющих поведение операторов, так и уменьшению различий в их поведении. Все это и дает основание для формализованного описания психических закономерностей деятельности оператора. По мнению Г. П. Шибанова, Ф. деятельности оператора предполагает в первую очередь моделирование его трудового процесса. В общем случае модель любой деятельности может быть представлена в виде набора взаимосвязанных между собой частных моделей. При моделировании необходимо учитывать форму и вид труда (управление системой, техническое обслуживание, ремонт и т. п.); составляющие трудовой процесс операции, их взаимосвязь, точность и время выполнения; влияние на них направленности деятельности, дефицита времени и других факторов. Применяемые на практике модели можно классифицировать по функциональному назначению (модели информационного поиска, принятия решений, слежения за процессом, технической диагностики и устранения неисправностей, приобретения и утраты навыков и др.) и принципу построения (теоретиковероятностные, информационные, структурные, структурно-алгоритмические и пр.). Приведенные модели, классифицированные по функциональному назначению, являются частными моделями, отображающими как отдельные стороны деятельности, так и ее отдельные количественные характеристики (точность, надежность, производительность и т. п.), но не моделируют профессиональную деятельность в целом как специфическое сложное явление. Полная модель деятельности человека в конкретной системе может быть получена лишь на основе комбинированного использования частных моделей с учетом специфики связей между ними, вытекающих из психофизиологических возможностей человека и характерных для данной системы условий его деятельности (см. также Моделирование деятельности, Моделирование психики).

Просмотров: 779
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • АВТОМАТНАЯ МОДЕЛЬ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • КАЧЕСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • МОДЕЛИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГО (ОБУЧАЮЩЕГОСЯ)
  • МОДЕЛЬ ПОДСИСТЕМ (СИСТЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ)
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • ПОКАЗАТЕЛИ АЛГОРИТМА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СТРАТИФИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗНАНИЯ
  • СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • СТРУКТУРНО-АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • ТИП ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • УНИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • ЯЗЫКИ ОПИСАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • модель будущих результатов деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь