ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

(B ) (ок. 329, Кесария Каппадокийская — 1 января 379, там же) — греческий церковный деятель, писатель и богослов, глава каппадокийского кружка, один из трех (наряду с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом) святителей православной церкви. Родился в благочестивой христианской семье. Учился сначала в Кесарии, в Константинополе, затем изучал философию в Афинах. По возвращении (ок. 356) после краткого периода занятий риторикой был крещен и решил посвятить себя подвижничеству. С несколькими друзьями основал монашескую общину недалеко от Неокесарии на Понте. Для изучения монашеской жизни предпринял поездку по Сирии, Палестине, Египту и Месопотамии. По возвращении вместе с Григорием Богословом составил «Филокалию» — антологию сочинений Оригена—и монашеские «Правила». В 364 принял священнический сан, а в 370 стал епископом Кесарии Каппадокийской, что одновременно давало ему сан митрополита Каппадокии и экзарха Понта. Отличался широтой своей пастырской и благотворительной деятельности, но особенно важной была его борьба против арианства, поддерживаемого императором Валентом и официальными кругами Константинополя. Его церковная и богословская стратегия—это стремление объединить против арианства, с одной стороны, полуариан, с другой—сторонников староникейской партии с помощью примиряющего определения Божественного триединства: «три ипостаси в одной сущности». Первым разграничил термины «сущность» и «ипостась», прежде употреблявшиеся синонимически для обозначения единства Бога: термин «ипостась» он использовал для обозначения троичности лиц, а термин «сущность» —для обозначения Божественного единства. Тем самым он избежал двух крайностей: савеллианского слияния лиц и арианского разделения их.

Богословская и литературная деятельность Василия Великого определялась во многом его практическими интересами как пастыря и церковного руководителя. В его космологии прослеживается влияние платонической традиции (комментария Посидония на платоновский «Тимей»), в тринитарном богословии он использует средства аристотелевской логики, наконец, его описание действий Святого Духа тесно связано с представлениями Плотина о мировой душе.

Полемический трактат «Против Евномия» направлен против крайних ариан (аномеев) и защищает божественность и единосущность Сына Отцу. Если Евномий считал, что сущность Бога можно познать через понятие его нерожденности (в отличие от сотворенного им мира и рожденного Сына, Бог не имеет начала и источника своего существования), то Василий подчеркивает, что Бога мы можем познавать только по его проявлениям, сущность же его остается трансцендентной. Рожденность Сына означает не возникновение его из небытия, а его вечное рождение Отцом.

Наряду с Афанасием Александрийским Василий .Великий положил начало богословию Святого Духа—до этого богословская традиция ограничивалась лишь упоминаниями о нем. В обширном догматическом послании «О Святом Духе» он утверждает божественность Святого Духа, не употребляя, однако, слов «единосущный Отцу» и «Бог», чтобы избежать жесткой реакции со стороны ариан.

Монашеские «Правила», дошедшие до нас в двух редакциях — краткой и пространной, и другие аскетические сочинения Василия Великого аккумулируют опыт, приобретенный им во время жизни в общине, в поездках по центрам восточного монашества и во время наблюдения за монастырями Каппадокии. Он предпочитает общежительную форму монашества, поскольку только в киновии может быть осуществлена заповедь братской любви. «Правила» оказали решающее влияние на развитие и организацию восточного монашества, а на Западе были восприняты через Бенедикта Нурсийского, использовавшего их в своем «Уставе».

Сохранившиеся гомилии и речи Василия посвящены, гл. о-, этическим и социальным вопросам. Выдающееся среди них место занимают девять великопостных гомилии на Шестоднев (рассказ о шести днях творения по книге Бытия), в которых строго креационистское понимание космогонии сочетается с популярными космологическими и естественно-научными представлениями античности.

Особняком в его наследии стоит послание «К юношам» о пользе чтения языческой литературы: хотя греческая классическая литература и уступает Писанию, однако она полезна в воспитании, и следует отбирать из нее все то, что этому способствует; представление это значительно повлияло на позицию Церкви по отношению к античному культурному наследию.

Соч.: MPC, t. 29-32. Р., 1857—66; Traite du Saint-Esprit. P.. 1947; Homelies sur lHexameron. P., 1949; Aux jeunes gens sur la maniere de tirer profit des lettres helleniques. P., 1952; Lettres, 3 vol. P.. 1957—66; Contre Eunome, 2 vol. P., 1982—83; в рус. пер.: Творения,., т. 1—3 СПб., 1911.

Лит.: Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов, т. 1. Сергиев Посад, 1906; Филарет (Гумилевский/. Историческое учение об отцах Церкви, т. 2. СПб., 1882; Amand D. Lascese monastique de saint Basile. Maredsous, 1948; Backus J. l). Lectures humanistes de Basile de Cesaree. P., 1990; Giel S. Les Idees et laction sociale de saint Basile. P., 1941; Gribomont J. Saint Basile. Evangile et Eglise, 2 vol. Abbaye de Bellefontaine, 1984; Treuker В. Politische und sozialgeschichtliche Studien 2u den Basilius-Briefen. Munch., 1961; Dehnard H. Das Problem der Abhangigkeit des Basilius von Plotin. B., 1964; AnseliA. Basilio di Cesarea. Mil., 1968.

А. В. Иванченко

Просмотров: 1123
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • »КЛАССЫ И ПАРТИИ В ИХ ОТНОШЕНИИ К РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ»
  • »ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ»
  • БОГОРОДИЦКИЙ Василий Алексеевич (1857-1941)
  • Богословская психология
  • ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
  • ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
  • ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, Василий Кесарийский, Святой
  • ВИССАРИОН Василий (BESSARION BASILIUS), Виссарион Никейский
  • Василий Великий
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА
  • ДУХА ИСТОРИЯ
  • Живое общение через двух переводчиков
  • КАППАДОКИЙЦЫ (великие каппадокийцы, три светила церкви из Каппадокии)
  • ЛЕПЕЛЕТЬЕ, Лепелетье де сен Фаржо (LE PELETIER DE SAINT-FARGEAU) ЛУИ МИШЕЛЬ (1760-1793)
  • ОБОЗНАЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЕ
  • ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО СЕМЕЙНЫМ ВОПРОСАМ
  • Поворот против себя
  • Поворот против себя (аутоагрессия)
  • РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ДУХА МУЗЫКИ
  • Русская философия: борьба против и в защиту метафизики
  • СЕН-ЛАМБЕР (SAINT-LAMBERT) Жан Франсуа
  • СЕН-МАРТЕН (SAINT-MARTIN) Луи Клод
  • СЕН-СИМОН (SAINT-SIMON) КЛОД АНРИ де РУВРУА
  • СЕН-СИМОН (SAINT-SIMON) Клод Анри
  • СЕН-СИМОН (SAINT-SIMON) Клод Анрн де Рувруа
  • СИНОД РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
  • Сила духа (твердость духа)
  • Символическое представление трех измерений в двух
  • Сущность в античности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь