ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА

— направление в немецкой философии и социологии 20 в., которое сложилось в 30— 40-х гг. вокруг возглавлявшегося с 1931 Хоркхаймером Института социальных исследований при университете во Фракфурте-на-Майне. В 1934—39, после эмиграции из Германии Хоркхаймера и большинства его сотрудников в связи с приходом к власти нацистов, — в Женеве и Париже (при Высшей нормальной школе), в 1939 — в США при Колумбийском университете, с 1950 — в ФРГ во Франкфурте-на-Майне (после возвращения Хоркхаймера, Адорно и др.). Главные представители — Хоркхаймер, Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас. Основной орган — журнал «Zeitschrift fur Soziatforschung».

В развитой в 1930-х гг. философско-социологической «критической теории общества» (Хоркхаймер, Маркузе) франкфуртская школа  пыталась сочетать элементы критического подхода К. Маркса к буржуазной культуре с гегельянскими и фрейдистскими идеями. Восходящее к М. Веберу понятие «рационализация» трансформируется в одно из центральных понятий философии культуры франкфуртской школы: анализ внутренних противоречий «просвещения», отождествляемого с рациональным овладением природой вообще, становится ключом к пониманию культуры и общества Нового времени, и в частности массовой культуры и «массового общества» 20 в. («Диалектика просвещения», Dialektik der Aufklarung, 1948. хаймера и Т. Адорно). Гегелевская диалектика преобразуется в антисистематическую «отрицательную диалектику»; одно из центральных мест занимает проблематика отчуждения.

Послевоенный период характерен углублением противоречий среди представителей франкфуртской школы, отразившихся, в частности, в спорах между Фроммом и Маркузе (1950— 60-е гг.), в отходе многих молодых представителей франкфуртской школы от идей ее основоположников (эволюция Хабермаса и др.), что привело по существу к распаду школы в нач. 70-х гг. Франкфуртская школа оказала значительное влияние на развитие немарксистской социальной и философской мысли в ФРГ и США и на теоретическое оформление идеологии т. н. «новых левых» (хотя Адорно и Хоркхаймер, а также Хабермас отмежевались от леворадикальных тенденций этого движения). См. также ст. Неомарксизм.

Лит.: Давыдов Ю. Н. Критика социально-философских воззрений франкфуртской школы. М., 1977; Социальная философия франкфуртской школы. М., 1978; Современная буржуазная философия. М., 1978, гл. 8, § 2; Die «Frankfurter Schule» im Lichte des Marxismus. Fr./M., 1970; RohrmoserG. Das Elend der kritischen Theorie. Freiburg, 1970; Connerton P. The Tragedy of Enlightenment: An Essay on the Frankfurt School. Carnn., 1980; GeyerC.-F. Aporien des Metaphysik- und Geschichtsbegrins der kritischen Theorie. Dannstadt, 1980; WiggershausR. Die Frankfurter Schule. Munch.—W., 1986.

Ю.Н.Давыдов

Просмотров: 1014
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • АДОРНО (ADORNO), ВИЗЕНГРУНД-АДОРНО
  • АДОРНО (ADORNO), ВИЗЕНГРУНД-АДОРНО (WIESENGRUND-ADORNO) Теодор
  • АДОРНО (ADORNO), ВИЗЕНГРУНД-АДОРНО Теодор (1903-1969)
  • АДОРНО (ADORNO), Визенгрунд-Адорно (WIESENGRUND-ADORNO) Теодор (1903-1969)
  • АДОРНО (Визенгрунд-Адорно — WIESENGRUND-ADORNO) Теодор
  • АДОРНО, Визенгрувд-Адорно (WIESENGRUND-ADORNO) Теодор (1903-1969)
  • Адорно (ADORNO) Визенгрунд-Адорно Теодор
  • Критика буржуазной социологии (философии , идеологии)
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • Отношение Хабермаса к критической теории общества и марксизму
  • ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  • ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  • Франкфуртская школа
  • Франкфуртская школа
  • ШКОЛА ФРАНКФУРТСКАЯ
  • ШКОЛЫ-КОММУНЫ
  • государственный образовательный стандарт высшей школы
  • дидактика высшей школы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь