|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ШКОЛА ФРАНКФУРТСКАЯ- одно из течений в неомарксизме (см.), организационно оформившееся в 30-е гг. на базе возглавлявшегося М. Хоркхаймером (с 1931 г.) Ин-та соц. исследований во Франкфурте-на-Майне и вокруг руководимого им (с 1932 г.) институтского "Журнала соц. исследований". Главные теоретич представители Ш.ф. - М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабермас. Теоретич. истоки Ш.ф. - марксизм, истолкованный молодым Д. Лукачем в "лево"-неогегельянском духе ("История и классовое сознание" , 1923 г.), и "левый" фрейдизм, принявший в Германии форму фрейдомарксизма, а во Франции - сюрреализма (А. Бретон). Г. Маркузе, бывший одно время учеником философа-экзистенциалиста М. Хайдеггера, привнес в теорию Ш.ф элементы "хайдеггер-марксизма"; наконец, в неомарксизме Ш.ф. отчетливо фиксируются элементы заимствований из ницшеанства и ницшеански ориентированной антропологич. соц. философии и социологии (X. Фрайер и др.). Сквозные мотивы теории Ш.ф. - проблематика отчуждения (истолкованного в духе гегелевского и неогегельянского отождествления отчуждения и опредмечивания, отчуждения и объективации) и проблематика рациональности ("рационализации"), восходящая к М. Веберу. Однако уже у Лукача, за к-рым пошли теоретики Ш.ф., она получила совершенно иной оценочный знак и сомкнулась с проблематикой отчуждения. Основная соц.-филос. тема Ш.ф. - тема "позднего капитализма" - с характерной для него "фашизоидностью" (независимо от того, реализовалась ли она в фашистских режимах или нет). Основная социологич. и соц.-психологич. тема Ш.ф. - "авторитарная личность" : теоретич. концептуализация этого понятия (Фромм, Хоркхаймер) и попытка с помощью конкретно-социологич. исследования доказать, что понятию "авторитарная личность" действительно соответствует определенная человеческая реальность. Основная методологич. тема Ш.ф. - антипозитивизм, принявший здесь самую крайнюю форму - форму отрицания всей "традиционной" науки (как естественной, так и соц.), расцениваемой как основной инструмент капиталистич. эксплуатации и угнетения, как наиболее адекватное воплощение "бурж. идеологии". Лит.: Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977; Социальная философия Франкфуртской школы. М., 1978. Ю.Н. Давыдов.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|