|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.
ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА(POPULAR CULTURE) Популярная культура часто понимается как культура масс или подчиненных классов. Она противопоставляется высокой культуре, определяемой как культура образованной элиты. К популярной культуре, с этой точки зрения, относятся кино Голливуда, большая часть телевизионных передач, популярная музыка и любовные романы. Высокая культура — это французское кино, опера на телевидении, классическая музыка и поэзия. Вплоть до начала 1970-х гг. противоположность высокой и популярной культуры рассматривалась в рамках публичной полемики и в социологических работах как противоположность серьезного и тривиального, высокообразованного и необразованного, взыскательного и пассивного, некоммерческого и коммерциализованного, подлинного и поддельного. К такому противопоставлению были склонны, например, представители Франкфуртской школы. Позднее формы популярной культуры стали вызывать все больший интерес со стороны социологов, часто сопряженный с более позитивными оценками. Например, социологические исследования телевидения и рок-музыки стали полноправными отраслями социологии. Изучение популярной культуры предполагалось и основными теоретическими подходами в социологии в целом, такими, как феминизм и постмодернизм. Этот бурный рост социологического интереса к популярной культуре сопровождался заметным увеличением экономического значения культуры индустрий после Второй мировой войны. Теории популярной культуры могут быть выстроены в форме определенного континуума. На одном полюсе находятся теории, согласно которым популярная культура поддерживает господствующую идеологию, противодействует критическому мышлению, подкрепляет распространенные стереотипы и способствует пассивности аудитории. Другой полюс составляют положения, прославляющие популярную культуру как творческое выражение народных чувств, привлекательное для аудитории, которая далеко не пассивна и способна к критическому мышлению. Если первые подчеркивают силу ограничивающего текста, то последние отстаивают идею активности аудитории. Хотя большинство социологических теорий популярной культуры далеки от превозношения всех форм популярной культуры, в течение последних двадцати лет произошел заметный сдвиг к тому полюсу континуума, для которого характерен акцент на активности аудитории. См. также: Господствующей идеологии тезис; Массовое общество; Молодежная культура; Субкультура; Феминистская социальная теория. Лит.: Storey (1993) Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|