КУЛЬТУРНОЕ ЗАПАЗДЫВАНИЕ

— явление, когда духовная культура  не успевает приспособиться к изменениям в сфере материальной (напр., в результате опережающего развития научно-технического прогресса). Ценностный мир человека (особенно в XX в.) не успевает приспособиться к быстро меняющимся условиям его жизни. Так, возникновение новых информационных технологий, их бурный прогресс явно опережают темп изменений в культурной сфере, поскольку традиции, обычаи, ценностные ориентации  подавляющего большинства населения отражают предшествующий этап жизнедеятельности общества. Более широкое понятие, включающее в себя К. з. — “культурный лаг” (термин введен У. Огборном). Оно описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие — медленнее. Часто возникает разрыв во времени между социальной и культурной динамикой. Бывают случаи, когда технические новации, способные в значительной степени изменить лицо общества, отторгаются косной социокультурной средой. Так, паровая машина, изобретённая в России И.И.Ползуновым в 1763 г., так и осталась воплощенной в одной-единственной действующей модели. Не следует абсолютизировать понятия К. з., культурного лага, т. к. культура, особенно в период бурных общественных изменений парадигм социального развития, выполняет опережающие я “организующие будущее” функции. О. М. Штемпель

Просмотров: 2014
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Культурология: краткий тематический словарь//Под ред. Драч Г.В., Матяш Т.П., 2001 г.




Другие новости по теме:

  • Анализ культурной мифологии медиатекста
  • ГОМЕОСТАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ДИНАМИКА ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
  • ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
  • Духовная культура
  • Духовная культура
  • Духовная культура
  • ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ДУХОВНАЯ
  • Закон качественных изменений ( закон перехода количественных изменений в качественные) в
  • КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ
  • КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО
  • КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОГО
  • КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА ТОТАЛИТАРНОГО
  • КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА ТРАДИЦИОННОГО
  • Культура общества
  • ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ в России
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА «СЕМЬЯ» В РОССИИ
  • ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАУЧНО—ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой
  • Профессиональное обучение в сфере социальной работы
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • Средний темп развития
  • Средства новых информационных технологий (СНИТ)
  • Утрата близкого человека в кросс-культурной перспективе
  • ФРЕБЕЛЕВСКИЕ ОБЩЕСТВА в России
  • ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь