РЕЛЯТИВИЗМ

(от лат. relativus - относительный), методология, принцип, состоящий в метафизич. абсо­лютизации относительности и условности содержания познания. Р. проистекает из одностороннего подчёрки­вания постоянной изменчивости действительности и от­рицания относит. устойчивости вещей и явлений. Гносеологич. корни Р.- отказ от признания преемствен­ности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (напр., от биологич. .потребностей субъекта, его психич. состояния или на­личных логич. форм и теоретич. средств). Факт разви­тия познания, в ходе к-рого преодолевается любой до­стигнутый уровень знания, релятивисты рассматри­вают как доказательство его неистинности, субъектив­ности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.

Р. как методологич. установка восходит к учению др.-греч. софистов: из тезиса Протагора «человек есть мера всех вещей...» следует признание основой познадия только текучей чувственности, не отражающей к.-л. объективных и устойчивых явлений. Элементы Р. характерны для антич. скептицизма: обнаруживая не­полноту и условность знаний, зависимость их от исто­рич. условий процесса познания, скептицизм преувели­чивает значение этих моментов, истолковывает их как свидетельство недостоверности всякого знания вообще. Аргументы Р. философы 16-18 вв. (Эразм Роттердам­ский, Монтень, Бейль) использовали для критики дог­матов религии и традиц. основоположений метафизики. Иную роль Р. играет в идеалистич. эмпиризме (Берк­ли, Юм, махизм, прагматизм, неопозитивизм). Абсо­лютизация относительности, условности и субъектив­ности познания, вытекающая из сведения процесса познания к эмпирич. описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием субъективизма.

Определ. влияние Р. приобрёл на рубеже 19-20 вв. в связи с филос. осмыслением революции в физике. Опи­раясь на метафизич. теорию познания, игнорируя принцип историзма при анализе изменения науч. зна­ния, нек-рые учёные и философы говорили об абс. относительности знаний (Мах, Петцольдт), о полной их условности (Пуанкаре) и т. п. Анализируя положение, сложившееся в философии и физике, В. И. Ленин пи­сал: «...Положить релятивизм в основу теории познания, значит неизбежно осудить себя либо на абсолют­ный скептицизм, агностицизм и софистику, либо на субъективизм» (ПСС, т. 18, с. 139).

Согласно диалектич. материализму, наши знания отно­сительны не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле признания историч. ограниченности каж­дого достигнутого уровня знаний. Вместе с тем в каж­дой относит. истине содержатся элементы абс. истины, что обусловливает развитие науч. познания.

Р. как принцип понимания истории характерен для субъективно-идеалистич. течений в бурж. философии истории. Отрицая объективность историч. знаний, нек-рые теоретики считают, что оценки и суждения историков крайне относительны и отражают их субъек­тивные переживания, зависимость от определ. политич. установок, что всякое воспроизведение исторического процесса является результатом произвола историка (Арон).

Распространение принципа Р. на область нравств. отношений приводит к этич. Р., выражающемуся в том, что моральным нормам придаётся относитель­ный, полностью условный и изменчивый характер; моральный Р. нередко смыкается с аморализмом.

В разных историч. условиях принцип Р. имеет раз­личное социальное значение. В нек-рых случаях Р. объективно способствовал расшатыванию отживших социальных порядков, догматич. мышления и косности. Чаще всего Р.- следствие и выражение кризиса обще­ства, попытка оправдания утраты историч. перспекти­вы в его развитии.

Просмотров: 661
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • Единство мышления и речи, общения и познания
  • МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО  ПОЗНАНИЯ
  • Методология научного познания
  • ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
  • Отказ от рационального познания (монашеско-мистическая традиция)
  • ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
  • ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
  • ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ  
  • РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ
  • СИСТЕМА ПОЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (ЗНАНИЯ)
  • СРЕДА ПОЗНАНИЯ
  • СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ
  • СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
  • СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Теория познания
  • Теория познания
  • Теория познания
  • УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ
  • УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Форма познания
  • ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ  
  • ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь