МОКША

(санскр.- освобождение), в инд. религ.-филос. мысли освобождение как высшая цель. Понятие М. широко употребляется в индуизме и буддизме. Учение о М. формируется уже в упанишадах: преодоление индивидом зависимости от мира, вовлечённости в круг рождений и смертей достигается при условии познания тождества «Я», атмана, с чистой реальностью бытия - брахманом. «Как реки текут и исчезают в море, теряя имя и образ, так знающий, освободившись от имени и формы, восходит к божественному пуруше» («Мундака-унанишада» III 2, 8). С освобождением связано состояние высшего блаженства (ананда), радости, расширения души, ощущение полной слитности с творцом и творением, причём сами творец, творение и тварь становятся неразличимыми. Достигшие М. освобождаются от желаний, полностью постигают атман и «проникают во всё»; «Я» неотделимо от бога и субъект - от объекта.

Согласно учению веданты, М. может быть достигнута и при жизни, когда душа связана с телом, но уже не зависит от него в том отношении, что она никогда не отождествляет себя с ним и не привязывается к тварному миру, хотя мир ещё продолжает являться душе. Это учение об освобождении при жизни (дживанмукти) веданта разделяла наряду с санкхьей, буддизмом и джайнизмом. Как только, познав своё единство с вечным и единым брахманом, человек достигает М., он выходит изпод действия закона кармы, цепи рождений и смертей и выступает как бесконечное существо, преодолевшее авидъю и связанные с нею иллюзии. М. связана не с уничтожением «Я», а с обретением своего истинного «Я», с реализацией его бесконечности. По Шанкаре, М. настолько превосходит все категории опыта, что не поддаётся описанию в терминах нашего познания и. характеризуется обычно через отрицат. определения (состояние сарватмабхавы, букв. «всё-я-бытие» - отсутствие к.-л. форм и качеств). Душа выходит из колеса сансары, достигает озарения, утрачивает желания и стремления (на уровне почитания сагунабрахмана, или ишвары, человек может ещё стремиться к высшему миру брахмана - брахмалоке, но, достигнув М., он становится выше и этого стремления). Согласно Раманудже, М. связана с освобождением «Я» от ограничений: после исчерпания кармы и избавления от физич. тела наступает единение с богом (Рамануджа не принимает учения об освобождении при жизни). Теистич. концепция «Бхагавадгиты» связывает М. с непосредств. знанием (джняна), ведущим к соединению с высшим «Я», и даёт классификацию М.: мукти - избавление; брахмистхити - бытие в брахмане; найшкармья - недействие; нистрайгунья - отсутствие трёх качеств; кайвалья - освобождение через уединение; брахмабхава - бытие брахмана.

По учению школы ньяя М. освобождает от страданий, порабощённости страстями, но не разрушает «Я»; освобождение - не столько прекращение страданий, сколько переживание положит. наслаждения. Согласно Прабхакаре (школа миманса), М. состоит в полном исчезновении дхармы и адхармы, прекращении как страдания, так и удовольствия. Мимансе свойственно убеждение в недостаточности познания для освобождения. В целом М. является одним из ключевых понятий большинства систем инд. мысли.

Просмотров: 318
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • АГНИ ЙОГА или Живая Этика, Учение Жизни
  • БЫТИЕ-ВНЕ-МИРА
  • БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ
  • Бытие и не-бытие. Многовариантность индийской онтологии
  • Бытие-вне-мира
  • В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
  • ВОЗРАСТ, СОГЛАСНО ТЕСТУ
  • ДВИЖЕНИЕ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ЖЕНЩИН
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • Единство мышления и речи, общения и познания
  • Классификация неврозов согласно Международной классификации болезней10
  • Классификация шизофрении согласно МКБ10
  • Классификация, согласно Международной классификации болезней 10го пересмотра
  • М. Хайдеггер:Бытие и ничто. Бытие и ужас
  • Наличное бытие и бытие как основание
  • ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ несовершеннолетних
  • ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ РАБСТВА
  • Объект и субъект познания
  • Освобождение под залог
  • СУБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
  • СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
  • УГОЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ несовершеннолетних от отбывания наказания
  • Условно-досрочное освобождение
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ  
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Экзистенциализм: Бытие человека и бытие мира



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь