АВИДЬЯ

(санскр., букв.- отсутствие знания), одно из осн. понятий др.-инд. философии (как в ортодоксальных, так и в неортодоксальных школах), означающее исходное внутр. затемнение сознания, неведение и невежество, к-рое вынуждает считать реальным и подлинным то, что таковым не является. С помощью А., как и майи, - соответственно субъективного и объективного аспекта незнания - объясняется «двоемирие», т. е. наличие наряду с подлинным трансцендентным миром (мир .брахмана - целостный, единый и бесконечный) иллюзорного и неподлинного эмпирич. мира (раздробленного на части, множественного и конечного); в частности, А. порождает ложное чувство «Я», становящееся стержнем индивида и носителем кармы. Разрывая связи с высшими ценностями действит. жизни, А. вынуждает человека цепляться за неподлинные ценности неподлинного мира. Двенадцатичленная цепь страдания, определяющая схему причинных зависимостей в буддизме (см. Пратитьясамутпада), начинается с А., к-рая обусловливает желание, приводящее к существованию, появлению чувств, эмоций, привязанностей и, следовательно, к рождению, становлению, старости и смерти. Для раннего буддизма А.- это прежде всего незнание подлинной природы «Я» и «четырёх благородных истин»; в йоге Патанджали - одно из осн. препятствий на пути к сосредоточению и освобождению. В адвайта-веданте подчёркивается роль А. в смешении трансцендентного и эмпирич. миров и сокрытии путей к брахману. Вместе с тем А.- это не сознат. и целенаправленное злое начало, а скорее результат неминуемого несовершенства конечного сознания. Происхождение А. неизвестно. Она не реальна и не нереальна, природа её не может быть определена логически (Шанкара, Рамануджа). А. поддаётся преодолению с помощью «видьи» - знания, в частности «разграничивающего» (характерно, что А. понимается как неспособность к разграничению видимого и реального). Контроль над чувствами, отказ от привязанностей, осознание неподлинности «Я» помогает устранить А. и познать истину. В нек-рых направлениях др.-инд. умозрения правильное познание считалось недостаточным условием устранения А. и освобождения: в джайнизме, напр., оно должно было сочетаться с правильной верой и правильным поведением. Разные филос. школы по-разному трактовали объём понятия А. и соотношение его с др. понятиями - вплоть до практич. отождествления А. с майей и пракрити.

Просмотров: 766
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • "F94" Расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов
  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • F94.1 Реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте
  • F94.2 Расстройство привязанностей в детском возрасте по расторможенному типу
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного»
  • В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
  • Вдалбливать в голову (долбить одно и то же)
  • Десенсибилизация и коррекция переработки информации с помощью движений глазных яблок
  • Долбить одно и то же
  • ЕМКОСТЬ СУБЪЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ
  • Единое (одно) и многое
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ
  • ОДНО-, УНИ-
  • ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Перепевать одно и то же
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • Редукция, в частности, редуцирование
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СОБОРНОСТЬ СОЗНАНИЯ или СОБОРНАЯ ПРИРОДА СОЗНАНИЯ
  • СУЖЕНИЕ СОЗНАНИЯ, ОГРАНИЧЕНИЕ ПОЛЯ СОЗНАНИЯ (МКБ 300.1)
  • Состояния сознания. Роль сна
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • ФЕНОМЕН СТАБИЛЬНОСТИ ВИДИМОГО МИРА
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • ШКОЛЫ РАННЕГО БУДДИЗМА
  • метод исследования абсолютного порога зрительного ощущения с помощью кольца ландольта
  • метод исследования в группе с помощью аутокинетического эффекта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь