ПАФОС

(греч. pathos—чувство, страсть, возбуждение) — идейно-эмоциональное осмысление и оценка изображаемого, «господствующий строй чувств» (Шиллер) в худож. произв., оказывающий эмоциональное воздействие на воспринимающих его людей. По мнению Белинского, П. есть непременное условие создания подлинно худож. творения, ибо он «простое умственное постижение идеи превращает в любовь к идее, полную энергии и страстного стремления». В античной эстетике с П. («патос»— в отличие от понятия «этос», обозначавшего устойчивое нравственное начало, постоянство, определенность в характере человека) связывались изменения в состоянии героя под влиянием трагических обстоятельств, напряженная и бурная реакция на них, разрушение внутреннего равновесия. Аристотель. рассматривая П. как необходимый элемент трагедии, характеризует его как страдание, страх, претерпевание. Содержательную определенность понятие «П.» приобретает в эстетических теориях Шиллера, трактующего его как преодоление страдания и обретение человеком внутренней свободы, Лессинга и особенно Гегеля, к-рый вводит П. в систему категорий эстетики, видя в нем «подлинное средоточие, подлинное царство искусства», фактор эмоционального взаимодействия между творцом худож. произв. и субъектом его восприятия. В развитии теории П. обозначились две тенденции: одна связана с разработкой поэтического и ораторского стиля [Риторика), выразительных средств создания эмоционально насыщенной патетической речи (в жанрах оды, трагедии, гимна), др.— с пониманием П. как элемента собственно худож. содержания (Содержание и форма в искусстве), идейно-эмоционального отношения художника к изображаемому миру. В этом смысле П. выступает в произв. в единстве с его темой и идеей. Заключая в себе эмоционально выраженную субъективно-оценочную позицию художника, П. придает произв. иск-ва определенную этико-эмоциональную атмосферу, объединяя все уровни и элементы содержания. Это мера эмоционального напряжения, с к-рым художник утверждает в произв. свои мировоззренческие принципы. Ав

торское переживание идеи-чувства, «указующий перст, страстно поднятый» (Достоевский), сообщает худож. произв. ту эмоциональную силу, благодаря к-рой устанавливается глубинный духовный контакт с аудиторией, прокладывается путь «от сердца к сердцу» (Шиллер). Истинный П. всегда есть результат освоения серьезных и значительных проблем,событий,объективное содержание к-рых находит адекватное выражение в субъективно-оценочной позиции художника, пронизывающей и организующей собой всю ткань произв. иск-ва. В совр. искусствознании и эстетике принято различать следующие типы П.: трагический, драматический, героический, сентиментальный, романтический, лирический, сатирический, юмористический (напр., героический П. поэмы Пушкина «Полтава», эпопеи Толстого «Война и мир», трагизм поэмы Маяковского «Владимир Ильич Ленин», саркастический П. произв. Н. В. Гоголя и М. Е, Салтыкова-Щедрина, революционный романтизм Горького, сентиментальное звучание «Старомодной комедии» А. Н. Арбузова и пр.).

Просмотров: 710
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • АУТЕНТИЧНОЕ ЧУВСТВО/ПОДЛИННОЕ ЧУВСТВО (AUTHENTIC FEELING)
  • Воспитание в широком смысле есть процесс
  • Диагностика «эмоционального интеллекта»
  • Диагностика эмоционального развития «Язык эмоций»
  • ИДЕИ (логическое содержание, источники, динамика)
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
  • ЛЕНИН Владимир Ильич
  • ЛЕНИН Владимир Ильич
  • ЛЕНИН Владимир Ильич
  • ЛЕНИН Владимир Ильич
  • МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХУДОЖНИКА
  • Методика «Оценка эмоционального выражения лиц по фотографии методом „выбора из списка“»
  • Методика изучения эмоционального слуха
  • Механизм эмоционального заражения
  • ОСКУДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И УМСТВЕННОЕ
  • Общение и искусство: эстетическая деятельность художника, зрителя, слушателя
  • Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия
  • Основные периоды жизни, сочинения и идеи Гегеля. Юность Гегеля. Штутгарт (1770-1788)
  • Основные понятия и идеи теории коммуникативного действия Хабермаса
  • СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА в искусстве
  • Симптом утраты эмоционального резонанса
  • Симптомы эмоциональных нарушений Нарушения эмоционального реагирования
  • Синдром эмоционального выгорания
  • Синдром эмоционального сгорания
  • Тест-опросник эмоционального интеллекта
  • Уровни усвоения содержания образования
  • Учет психо-эмоционального состояния собеседника
  • ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ
  • Эмоциональное выражение
  • Этапы эмоционального развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь