|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ЛЕНИН Владимир Ильич[10(22).4.1870, Симбирск, ныне Ульяновск, — 21.1.1924, Горки, близ Москвы], политический и обществ. деятель, продолжатель учения К. Маркса. Род. в семье педагога И. Н. Ульянова. Ст. брат Л. народоволец А. И. Ульянов казнён в 1887 за участие в покушении на рос. императора Александра III. Учился в Казанском ун-те (1887). В 1891 сдал экстерном экзамены за курс юрид. ф-та Петерб. ун-та. С нач. 90-х гг. 19 в. участвовал в поли-тич. борьбе с самодержавием. С нач. 20 в. жил гл. обр. в эмиграции. С 1903 один из руководителей Рос. коммунистич. партии большевиков. В 1917 возглавил руководство Октябрьским вооруж. восстанием в Петрограде и на 2-м Всерос. съезде Советов избран председателем Совета нар. комиссаров РСФСР. Сторонник теории социализма как справедливого обществ.-экон. строя, сменяющего капиталистический строй. Просвещение рабочих Л. считал важнейшей задачей партии. Среди её гл. целей намечал создание вместо прежней (по Л., сословной и классовой) демократической системы нар. образования, финансируемой гос-вом и управляемой местными выборными органами, базирующейся на принципах единой трудовой школы и соединения обучения с производит, трудом. Отказ от «школы муштры» и «школы зубрёжки» предполагал использование положительного опыта, накопленного пед. теорией и практикой школы, в т. ч. за рубежом. Эти идеи отражены в Декларации о единой трудовой школе (1918). Программа РКП(б), разработанная под рук. Л. в 1919, предусматривала создание широкой сети дошкольных учреждений, бесплатное и обязат. общее и поли-технич. образование детей до 17 лет, обучение на родном языке. Провозглашался тезис о том, что школа должна превратиться из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы. Предполагалось использовать для пропаганды коммунистич. идей все возможности гос-ва и его аппарата. Реализация этих программных установок привела к утверждению в практике школы и адм. органов ориентации на идеологич. единомыслие. Л. считал необходимым использовать в системе нар. образования старых (т. н. буржуазных) специалистов, но под контролем коммунистов, к-рые не обязательно должны быть профессионалами. Л. одобрил высылку из страны представителей интеллигенции, не проявивших лояльности к Сов. гос-ву. В нач. 20-х гг. Л. увидел негативные последствия курса сов. власти и пришел к выводу о необходимости «перемены всей нашей точки зрения на социализм». При введении новой экономич. политики (нэп), сокращении общегос. расходов на образование он высказал идею о необходимости первоочередной заботы об учителе, о его духовном подъёме, всесторонней подготовке и поднятии его материального положения. По настоянию Л. была проведена реорганизация Наркомпроса с целью превращения его в центр накопления и распространения передового пед. опыта. Однако эти устремления не получили поддержки. После 1922 он фактически оказался отстранённым от активной политич. деятельности. После смерти Л. мн. его высказывания были превращены в расхожие лозунги, догматизированы. Деятельность Л. в течение мн. лет рассматривалась в духе сталинских интерпретаций развития партии и Сов. гос-ва. С кон. 80-х гг. начался новый этап изучения наследия Л. В лит-ре встречается широкий спектр оценок деятельности Л., от позитивных до негативных. Соч.: О воспитании и образовании, т. 1 — 2, М., 1980.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|