ЛЕНИН Владимир Ильич (1870—1924)

— вождь российского и международного пролетариата, основатель КПСС и Советского государства. Л.— продолжатель дела Маркса и Энгельса, поднявший их учение, в т. ч. философию, на качественно новую ступень и придавший ему совр. форму. Р. в Симбирске (ныне Ульяновск). Окончив в 1887 гимназию, поступил на юридический факультет Казанского ун-та, но за участие в студенческом движении был арестован и выслан под надзор полиции. В 1891 окончил экстерном Петербургский ун-т. В Казани (1888— 89) и Самаре (1889—93) Л. изучает марксистскую теорию и формируется как марксист, организует в Самаре первый марксистский кружок. Приехав в 1893 в Петербург, становится руководителем петербургских марксистов. В 1894 написал свое первое крупное произв.— “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?”, в к-ром доказал несостоятельность теории и тактики народников и указал рабочему классу России истинный путь борьбы. В 1895 объединил марксистские кружки Петербурга в “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”. Вскоре Л. арестовывают и заключают в тюрьму, затем ссылают в Сибирь. В начале 1900 он уезжает за границу, где создает первую обще-рус. марксистскую газету “Искра”, сыгравшую огромную роль в возникновении партии нового типа и выработке ее первой программы, в борьбе против реформистов и оппортунистов. В 1903 на II съезде РСДРП была создана партия большевиков, к-рая под руководством Л. повела пролетариат и трудящееся крестьянство России по пути борьбы за свержение царского самодержавия и создание социалистического общественного строя. Этапами этого пути были буржуазно-демократическая революция 1905, Февральская революция 1917 и победоносная Октябрьская революция 1917. Л. творчески разработал марксистское учение применительно к новым историческим условиям, конкретизировал его на опыте рус. революций и международного революционного движения. В работе “Империализм, как высшая стадия капитализма” (1916) Л. продолжил анализ капиталистического способа производства, данный в “Капитале” Маркса, и раскрыл закономерности экономического и политического развития в условиях монополистической стадии развития капитализма. Новаторский подход ленинизма нашел свое выражение в созданной Л. теории социалистической революции. Л. внес уникальный вклад в развитие и осуществление социалистической идеи. Он уделял огромное внимание развитию диалектического и исторического материализма, обогатил марксистскую философию мн. идеями. В 1908 он написал свое осн. философское произв.—“Материализм и эмпириокритицизм”, в к-ром дал глубокий анализ новых достижений естествознания в свете диалектического материализма и развил коренные принципы марксистской философской науки, особенно теории познания. Особенно мн. Л. работал над дальнейшим развитием материалистической диалектики, к-рую он называл “душой марксизма”, его “коренным теоретическим основанием”. Он показал многогранность диалектики как теории развития и обосновал чрезвычайно важное положение о единстве диалектики, логики и теории познания. Указав на “Капитал” Маркса как на образец такого единства, Л. высказал массу ценных мыслей в этом направлении, составляющих целую программу дальнейшей работы над диалектикой (“Философские тетради”). Его произв., посвященные самым разнообразным вопросам экономики, политики, стратегии и тактики, дают непревзойденные образцы применения диалектики к реальной жизни. В статье “О значении воинствующего материализма” (1922) Л. наметил важные задачи дальнейшего развития марксистской философии. Он считал величайшим завоеванием философии материалистическое понимание истории,  в теории исторического материализма выделил научный фундамент для понимания закономерностей общественного развития. Л. принадлежат ценные идеи в области историко-философской науки; он дал глубокие и меткие оценки взглядов философов прошлого (античных философов, фр. материалистов, классиков нем. идеалистической философии, рус. революционных мыслителей и др.), его концепция развития философской мысли в России служит теоретической основой для создания научной истории русской философии. Ленинизм как продолжение и развитие марксизма способствует возрождению социалистической идеи, обновлению и перестройке социалистического об-ва, определяет развитие нового политического мышления в подходе к международным отношениям, к решению глобальных проблем совр. цивилизации. В условиях перестройки стоит задача возрождения ленинских идей и их развития применительно к новым условиям.

Просмотров: 999
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Двухфакторные теории психического развития (конвергенции двух факторов)
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • ОЧЕРК РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ
  • ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА «СЕМЬЯ» В РОССИИ
  • РАЗВИТИЯ (теории, или генетический метод)
  • РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ (генетический метод)
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • Схоластическая философия.Социокультурный контекст развития средневековой философии
  • ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь