|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ)- междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнич. особенности психики людей, нац. характер, закономерности формирования и функции нац. самосознания этнич. стереотипов и т. д. Создание особой дисциплины - "психологии народов" - было провозглашено уже в 1860 г. М. Лацарусом и X. Штейнталем, к-рые трактовали "нар. дух" как психич. сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно - как их самосознание; содержание его должно быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры. В нач. XX в. эти идеи получили развитие и частичную реализацию в 10-томной "Психологии народов" В. Вунд-та. В амер. науке 1930-1950 гг. Э. практически отождествляется с неофрейдистской теорией "культуры и личности", в к-рой делалась попытка вывести свойства нац. характера из т. н. базовой, или модельной, личности, к-рая, в свою очередь, ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей. Современная Э. не представляет собой единого целого ни по своей тематике, ни по методам. В ней можно выделить ряд самостоятельных направлений. 1. Сравнительные, кросскуль-турные исследования этнич. особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи и т. д., к-рые теоретически и методически составляют неотъемлемую часть соответствующих разделов психологии. 2. Культуро-логич. исследования, направленные на раскрытие особенностей символичности мира и ценностных ориентации народной культуры, неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и т. п. 3. Исследования этнич. сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов соц. психологии (теория соц. перцепции, соц. установок, межгрупповых отношений и т. д.). 4. Исследования этнич. особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы к-рых ближе всего к социологии воспитания. Методология Э. очень сложна. Поскольку свойства нац. культуры как целого и свойства составляющих этнос индивидов не тождественны, между культурология, и психология, исследованиями Э. всегда имеется определенный зазор. Кроме того, все заключения об этнич. особенностях подразумевают какое-то сравнение, масштаб к-рого требует уточнения, чтобы избежать возможного этноцентризма. Абстрактные, необоснованные заключения о психологич. особенностях народов вредны и могут оскорбить нац. чувства. Для психологов больной проблемой является кросс-культурная валидность тестов и экспериментальных процедур. Вместе с тем разработка Э., особенно ее соц.-психологич. аспектов, имеет важное значение для интернац. воспитания, преодоления национализма и т. д. Лит.: Брунер Дж. Психология. М., 1977; Коул М., л/оД6(tm) кУльтУРа и мышление: психологический очерк. м., 19//; Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван, 1978; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983; Материалы "круглого стола" по про-олемам этнопсихологии//Сов. этнография. 1983 № 2- Bour-guignon E. Psychological Anthropology//Handbook of social and cultural anthropology. Chic, 1973; Handbook of cross-cultural Human development. N.Y., L, 1981; Jahoda G. Psychology and anthropology: Psychological perspective. L., N.Y., ГЛГГ.ТТ И.С. Кон.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|