ПОНЯТИЙНЫЙ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

- совокупность взглядов этой отрасли знаний на сущность и содержательные характеристики тех явлений и процессов, которые она изучает. Общепризнанной категорией этнопсихологии как науки в нашей стране является понятие психического склада нации (см.: Психический склад нации), берущее свое начало из марксистского социологического определения этой общности. Однако это понятие до сих пор недостаточно четко и всесторонне осмыслено, а наполнение его содержания разными учеными осуществляется неодинаково. В основном тут проявляется влияние двух подходов. Первый из них предполагает включение в систему элементов психического склада нации таких компонентов, представления о которых заимствованы из общей и социальной психологии, социологии или просто из обыденной лексики. Это национальный характер (см.), национальный темперамент (см.), национальные чувства (см.), национальные традиции (см.), национальные привычки (см.). Второй подход ориентирует этнопсихологов на преимущественное изучение национального своеобразия проявления психических процессов, состояний и свойств, коммуникативных характеристик, общих для представителей конкретных наций, этнических групп, Оба подхода заслуживают серьезного внимания. Вместе с тем они еще не осмыслены в единстве и как бы существуют независимо друг от друга. На самом же деле их можно заставить "работать" в интересах общего дела. Сделать это можно, если, правильно продумав методологические основания, объединить в единое целое уже имеющиеся представления. Действительно, в рамках первого подхода главным образом констатируется наличие и проявление системообразующих компонентов психологии нации, таких, как национальный характер, национальный темперамент, национальные чувства и другие. Функционирование последних само по себе предполагает присутствие в их содержании конкретных составляющих - подсистем черт характера, свойств темперамента, конкретных национальных чувств и т. д. Общие же черты национальной психологии, на которые делается упор во втором подходе, теперь уже укладывается в рамки под-системных элементов первого подхода. Другое дело, что их очень сложно классифицировать по одному основанию, т. к. в обоих случаях названия заимствованы из арсенала обобщающих понятий о психологических явлениях в общей психологии, ориентирующих на проявление многообразных компонентов их составляющих- эмоциональных, познавательных, волевых и т. п. Все подобные противоречия снимаются, если ввести в научный оборот базовую категорию для этнопсихологии - национально-психологические особенности, что позволяет, с одной стороны, сами эти особенности в последующем идентифицировать в зависимости от того класса психологических феноменов, который их порождает. Можно говорить, например, о мотивационно-фоно-вых, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативных национально-психологических особенностях. С другой стороны, совершенно очевидно: национально-психологические особенности - это реально присутствующие в общественном сознании социально-психологические явления, наличие которых признают практически все ученые. Национально-психологические особенности представляют собой сложные структурные образования, отражающие специфически национальные формы проявления общечеловеческих свойств психики. Кроме того, термин "национально-психологические особенности" (в отличие от термина "этнопсихологические особенности") более точен. Это не означает, что при этом в фокусе внимания из всех этнических групп оказываются только нации, которые как вид этнической общности сложились на относительно позднем этапе исторического развития. Наоборот, речь должна идти о том, что понятие национально-психологических особенностей отражает в своем названии высшую степень развития психологии всех этнических групп, а не только наций. Исследовать эти особенности - значит выявить сущностные характеристики психики любого этноса, видеть прежде всего его национальную, т. е. окончательно оформленную, а не этническую специфику, т. к. последняя предполагает отнюдь не самый высокий уровень обобщения присущего той или иной общности своеобразия. Необходимо помнить и еще о двух характеристиках национально-психологических особенностей, важных для их практического осмысления. Во-первых, предпочтительное внимание национально-психологическим особенностям не означает, что в психологии народов этноспе-цифические черты являются преобладающими. Напротив, они базируются на одной общечеловеческой психологической основе. Во-вторых, специфика национальной психологии того или иного народа заключается не в каких-то неповторимых психологических чертах, а скорее в своеобразном их сочетании, являющемся следствием исторического развития национальных традиций, предписывающих определенные формы реакций и поведения, закрепившиеся в ходе социализации.

Просмотров: 1778
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ в психологии
  • Возрастные особенности шизофрении. Особенности течения шизофрении у детей и подростков
  • ДИНАМИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИИ НАЦИИ
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  • Индивидуально-психологические особенности
  • История средневековой философии. Патристика.Понятие о патристике и ее основные особенности
  • КЛАССИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
  • КОММУНИКАТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  • МОТИВАЦИОННО-ФОНОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  • НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛЕКСИКИ
  • НАЦИОНАЛЬНО-НАЦИОНАЛЬНЫЙ БИЛИНГВИЗМ
  • НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  • НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Национально-культурное своеобразие лексики
  • Национально-национальный билингвизм
  • Национально-специфические схемы невербального поведения
  • Национально-территориальные образования
  • Национальные особенности переговоров
  • Национальный колледж профессиональной психологии
  • Общение (в психологии развития)
  • Основы функции психики. Особенности психического отражения
  • ПРИНЦИПЫ СРАВНЕНИЯ И СОПОСТАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ
  • СВОЙСТВА НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
  • СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
  • СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Социализация (в психологии развития)
  • УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВЫЕ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  • национально-психические особенности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь