ВОПРОС (В ВОПРОСНИКЕ, В АНКЕТЕ, В ПЛАНЕ ИНТЕРВЬЮ)

- специально разработанное социологом вопросительное высказывание, адресованное определенной совокупности респондентов, для получения (в виде ответов-суждений) информации, необходимой для решения исследовательской задачи. Логич. структура В. определяется содержащейся в нем исходной, базисной информацией, выраженной в краткой форме, и одновременным указанием на необходимость ее восполнения. Указание на необходимость получения новой информации определяет и область поиска ответа, к-рая обычно указывается вопросительным словом (что, где, сколько, какие и т. д.). В. в социологич. опросе является своеобразным исследовательским инструментом, используемым для получения первичных эмпирич. данных. Выделяются три взаимосвязанные функции В.: индикаторная, инструментальная, коммуникативная. Реализация этих функций связана с выполнением ряда логич. и методич. требований к конструированию вопроса и его использованию. Индикаторная функция В. требует обоснованности предметного содержания В. (индикатора) относительно изучаемого явления или его отдельной характеристики (индиката). Критерием оценки качества В. в данном случае является необходимость и достаточность В. (или их совокупности) для репрезентации измеряемой характеристики в структуре первичных эмпирич. данных. Напр., является ли факт подписки на газету необходимым и достаточным индикатором (Вопрос: "Выписываете ли Вы газету X?") включенности респондента в читательскую аудиторию данной газеты? О чем еще необходимо спросить респондентов, чтобы установить их включенность в читательскую аудиторию газеты? Индикаторная функция В. требует от исследователя четкой формулировки познавательной задачи вопроса (его искомой информации). Оценка качества В. в связи с его коммуникативной или инструментальной функцией становится невозможной, если нет четкого определения познавательной задачи, т. е. содержания его индикаторной функции. Априорное обоснование индикаторной пригодности В. на этапе его проектирования производится логич. путем с помощью определения понятий (см. Интерпретация понятий эмпирическая). На этапе интерпретации рез-тов опроса производится апостериорное обоснование его индикаторной функции с помощью анализа ответов респондентов и методич. информации, полученной в пробных и основных исследованиях. Коммуникативная функция В. обусловлена его логич. природой: любой В. появляется тогда, когда имеется не только потребность в информации, но и адресат, от к-рого эта информация может быть получена. В В. всегда отражается не только необходимость, но и возможность получения ответа. В социологич. опросе реализация коммуникативной функции В. связана с обеспечением адекватного взаимодействия между различн. уровнями обществ. сознания: научн. тео-ретич. сознанием, к-рое формирует познавательную задачу В. (его искомую информацию), и обыденным, практич. сознанием, в рамках к-рого формируются ответы респондентов в ситуации опроса. Познавательная задача В. формулируется в терминах исследовательской концепции и связана с определением предмета и гипотез исследования, т. е. это исследовательский В. ("Какова включенность различн. соц.-демографич. групп населения в читательскую аудиторию газеты X?"). В опросном листе В., обращенный к респонденту, - это "перевод" исследовательского В. на уровень повседневной житейской практики, обыденной лексики респондента ("Выписывает ли Ваша семья в этом году газету X?"; "Читаете ли Вы эту газету регулярно, т. е. не меньше пяти номеров в неделю, или эпизодически, т. е. 2-3 раза в неделю, или совсем не читаете?"). Адекватность этого перевода обеспечивается учетом соц.-психологич. особенностей опрашиваемого: информированности и компетентности в связи с предметом опроса; аналитич. способностей и возможностей памяти; представлениями о престиже, "острых" проблемах; учетом словарного запаса, навыков и особенностей общения; отношения к опросам вообще и к теме конкретного опроса в частности и др. (см. Респондент). Критериями для оценки качества В. в связи с его коммуникативной функцией являются адекватность понимания смысла В. респондентами, искренность и достоверность их ответов. Инструментальная функция выделяется в связи с пониманием В. как измерительного инструмента. Реализация этой функции предполагает соблюдение ряда требований к конструкции В., к-рые обеспечивают получение информации, соответствующей объективному, истинному состоянию измеряемой характеристики. Качество В. в связи с его измерительной функцией оценивается по критерию надежности, к-рый объединяет такие более частные критерии, как обоснованность, точность и устойчивость (см. Измерение надежности социологии, информации). В социологич. опросах выделяют различные виды В. (см. Классификация вопросов). Лит.: Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога. М., 1987; Лютыньский Ян. Вопрос как инструмент социологического исследования//Социологиче-ские исследования. 1990, №1; Маслова О.М. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных//Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. М., 1990; Клюшина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа// Социологич. исследования. 1990. №1. О.М. Маслова

Просмотров: 805
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ
  • Восприятие информации
  • Десенсибилизация и коррекция переработки информации с помощью движений глазных яблок
  • Достоверность информации
  • Достоверность информации
  • ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ
  • ИЗМЕРЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • ИЗМЕРЕНИЕ ОБОСНОВАННОСТИ (ВАЛИДНОСТИ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • ИЗМЕРЕНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • ИЗМЕРЕНИЕ ТОЧНОСТИ (УСТОЙЧИВОСТИ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • ИНФОРМАЦИИ ТЕОРИЯ
  • Качество социологической информации
  • Методы анализа социометрической информации
  • Методы обработки и анализа социологической информации
  • Методы сбора первичной социологической информации
  • ОБОСНОВАННОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • Отказ от полученной информации
  • ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА НЕПОЛНОТЫ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ КЛИЕНТА ВО ВРЕМЯ ИСПОВЕДИ
  • ОШИБКА НЕТОЧНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ КЛИЕНТА
  • ПАНЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ
  • Персонификация информации
  • Процессы поиска и извлечения информации из памяти
  • Психодиагностическое общение : контент-анализ коммуникативной информации
  • Своевременность информации
  • Свойства информации
  • Съём информации
  • Теория Орнштейна (восприятие времени: объем информации, сохраненной в памяти)
  • ТОЧНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
  • Точность социологической информации
  • Функции информации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь