Процессы поиска и извлечения информации из памяти

(memory retrieval processes) Воспроизведение яв-ся повторным восстановлением информ., сохраненной в памяти. Обычно оно состоит из реконструкции подобной информ. в сознании, хотя нек-рые аспекты хранящегося в памяти материала могут быть воспроизведены и использованы без осознания, феномен, известный как скрытая (имплицитная) память. В данной статье обсуждается осознанное воспроизведение информ. Узнавание и вспоминание Говоря о поиске и извлечении информ. из памяти, рассмотрим факторы, влияющие на степень доступности закодированной и сохраненной информ. Одной из перспектив яв-ся способ поиска и извлечения информ. Напр., когда поиск информ. в памяти происходит в форме узнавания, индивидууму необходимо всего лишь распознать материал, к-рый до этого был выучен или с к-рым он ранее встречался. Узнающая память используется для того, чтобы дать ответ на вопрос теста с множественным выбором, чтобы заметить знакомое лицо в толпе, или для того, чтобы узнать в музее картину, виденную в учебнике. Др. формой поиска яв-ся вспоминание. Оно, напр., используется при ответах на вопросы теста, требующих заполнения пропусков, при повторении по памяти выученного ранее стихотворения и при рассказе о проведенном отпуске. Признаки информационного поиска Важным фактором поиска информ. в памяти яв-ся наличие признаков (ориентиров, подсказок) поиска (retrieval cues), или ассоциативных связей, ведущих к информ., требующей вспоминания (т. е. извлечения из памяти). Одна из перспектив, в к-рой можно рассматривать различия между узнаванием и вспоминанием касается того, в какой степени каждый из этих способов предоставляет признаки поиска. В целом, вопросы теста, предлагающие кому-либо вспомнить информ., предоставляют меньше признаков для се поиска в памяти, чем вопросы с множественным выбором, в к-рых дается неск. альтернативных ответов. Контекстные признаки поиска. Информ., усвоенная в определенном окружении, более точно вспоминается, когда индивидуум находится в такой же окружающей среде, независимо от того яв-ся ли учеб. контекстом комната, детская кроватка или некто в костюме аквалангиста на глубине 10 футов под водой. Внутренние состояния как признаки поиска. Признаки поиска информ. в памяти могут обеспечиваться внутренними состояниями, имевшими место при первоначальной кодировке материала, - феномен, известный как зависящая от состояния память (state-dependent memory). Факты говорят о том, что самые различные внутренние состояния могут выполнять функции таких признаков. Обнаружено, что поиск информ. в памяти происходит успешнее, когда человек находится в том же настроении во время вспоминания, что и в тот момент, когда материал кодировался в памяти, хотя эти результаты и не всегда воспроизводимы. Как ни странно, феномен зависящей от состояния памяти обнаруживается тж при наркотических состояниях, хотя это не означает, что информ. лучше заучивать под влиянием наркотиков. Одна из интерпретаций заключается в том, что в процессе первичного кодирования информ. она связывается с сетью стимулов, составляющих внешнее окружение или внутреннее состояние. Когда эта сеть активизируется благодаря возвращению в ту же самую среду или психол. состояние, она обеспечивает средства доступа к ранее выученному материалу. Простого припоминания исходной обстановки обучения без реального возвращения в нее уже достаточно для демонстрации улучшенного поиска и извлечения информ. из памяти. Иногда признаки, вводимые во время поиска, могут повлиять на извлекаемую из памяти информ. Рассмотрим случай, в к-ром некто был очевидцем происшествия и был вызван для дачи показаний. Дача показаний очевидцами часто яв-ся убедительной для присяжных, и правдоподобно предположить, что очевидцы могут дать точный отчет об увиденном. Тем не менее, информ., содержащаяся в вопросах адвоката, может действовать в качестве признака, изменяющего воспоминания очевидцев. Оценки испытуемыми скорости автомобиля в ходе происшествия, снятого на пленку, были выше, если такие вопросы включали слово врезавшийся, а не слово столкнувшийся. Сбои в процессах поиска и извлечения информации из памяти Многое стало известно о процессах поиска и извлечения информ. благодаря исслед. случаев, в к-рых поиск не был полностью успешным. Ошибки, допущенные при попытках вспомнить те или иные сведения, дают нам подсказки о тех категориях, в к-рых сохраняется информ. Феномен "вертится на кончике языка". Феномен "вертится на кончике языка" (ТОТ state: tip-of-the-tongue) имеет место, когда индивидуум ищет в своей памяти знакомое слово, однако, будучи неспособным извлечь его из памяти, вспоминает слова сходной формы и значения. Одним из примеров, отмеченных Брауном и Мак-Нейлом, была попытка вспомнить название улицы, на к-рой жил родственник (Cornish - Корнуэльская), а человек, неспособный вспомнить, воспроизводил вместо этого слова Конгресс, Коринф и Конкорд (Congress, Corinth and Concord). Как показывает этот пример, неправильные слова могли быть извлечены в памяти благодаря сходству с искомым словом, такому как первая буква и/или число слогов. Или же если полное слово не удалось вспомнить, может присутствовать частичное знание об искомом слове, как, напр. число слогов. Вытеснение и неудачи в поиске и извлечении информации из памяти. Др. т. зр. на процессы поиска информ. в памяти была предоставлена психоанализом. В "Психопатологии обыденной жизни" З. Фрейд собрал и проанализировал ряд примеров ошибок памяти, включ. оговорки, забывание иностранных слов и неправильное припоминание слов. Нек-рые из проанализированных им ошибок, были его собственными, допущенными во время работы над "Толкованием сновидений". На основании этих и др. примеров Фрейд предположил, что "там, где появляется ошибка, за ней стоит вытеснение". Тем самым Фрейд придал особое значение мотивации в сбоях поисковых процессов и предположил, что свободные ассоциации проложат путь к отысканию вытесненного материала, к-рый привел к данной ошибке. Однако, интересно, что ряд приведенных Фрейдом примеров слов, вспомненных с ошибками, имеют поразительное сходство с разрядом ошибок, сделанных в состоянии "вертится на кончике языка". Поисковые признаки при восстановлении вытесненных воспоминаний Было обнаружено, что вытеснение блокирует намного больше, чем только воспроизведение слов и фраз. В СМИ был приведен ряд примеров случаев жестокого сексуального насилия в детстве, о к-ром женщины не вспоминали вплоть до достижения взрослости. В одном из примеров, женщина вспомнила, что ее отец совершил сексуальное насилие и затем убил ее подругу детства примерно 20 лет назад. Во время психотер., сыгравшей свою роль в восстановлении этого воспоминания, фактический момент припоминания был вызван продолжительным контактом глаз с дочерью этой женщины, к-рая напомнила ей подругу, зверски убитую так давно. Подобные случаи иллюстрируют то, как кажущиеся незначительными события или физ. характеристики могут выполнять функцию поисковых признаков, к-рые возвращают сознанию давно вытесненные воспоминания о ранних травмирующих событиях. Имеется ряд сходств, обнаруженных в лабораторных исслед., теорет. анализе и жизненных наблюдениях процессов восстановления информ. в памяти. В конечном счете, полная теория памяти должна дать объяснение не только успехам, но и неудачам поиска мн. видов информ., хранимой в долговременной памяти. См. также Память, Экспериментальные исследования памяти, Объем памяти, Повторение Ф. М. Кодл

Просмотров: 2370
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • АРГУМЕНТ ОТ ПАМЯТИ
  • ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ В КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
  • ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ В ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ
  • Виды памяти
  • Внешние средства помощи памяти
  • Внутренние средства помощи памяти
  • Галлюцинации памяти
  • ДЕФЕКТ ПАМЯТИ
  • Деликвии памяти
  • КОНСТРУИРОВАНИЕ ПАМЯТИ
  • Конфабуляции памяти
  • Нарушение памяти
  • Нарушения памяти
  • ОБЪЕМ ПАМЯТИ
  • Объем памяти
  • Опросник «Функции автобиографической памяти»
  • ПАМЯТИ ПРОЦЕССЫ
  • ПАМЯТИ ФОРМЫ
  • Памяти нарушения
  • Памяти объём
  • Памяти процессы
  • Расстройства памяти
  • Расстройства памяти
  • СОСТОЯНИЯ ПАМЯТИ
  • СРЕДСТВА УЛУЧШЕНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ И ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ
  • Теория Орнштейна (восприятие времени: объем информации, сохраненной в памяти)
  • Феномен разрывной памяти Гудвина
  • Экспериментальные исследования памяти
  • состояния памяти
  • тест памяти Мейли (МEILI MEMORY TEST)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь