СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ

- яастная социология, наука и раздел науковедения. С.н. - наука о ее взаимоотношениях с об-вом, а также совокупность соц. отношений, складывающихся в процессе деятельности ученых и научн. коллективов по производству нового знания и ления путей его практич. использования В последние годы на Западе в проблематику С.н. все более активно включаются вопросы, относящиеся к компетенции социологии знания и С.н. сближается с одним из ее разделов - социологией научн. знания, к-рая ставит своей задачей выявление соц. детерминант самого содержания научн. знания. Наука - рез-т человеческой деятельности к-рая всегда носит обществ. характер. Научная т. е. творческая, деятельность, продуцирующая новое знание, может осуществляться лишь на базе достижений предшественников и в кооперации с современниками. В СССР уже в 20-е гг. XX в. проводились довольно широкие исследования аспектов развития науки. Но затем они были прерваны. Однако они оказали влияние на развитие исследований такого рода в других странах. В Англии, напр., сложилась группа ученых во главе с Дж. Бер-налом, опубликовавшим в конце 30-х гг. свою известную работу "Соц. функции науки", и заложившим основы "науки о науке". В США в 30-е гг. проводил такого рода исследования Р. Мертон. Но достаточно систематич. развитие С.н. началось в послевоенный период, особенно с 60-х гг. К этому времени уже достаточно отчетливо обнаружилось, что профессия ученого стала массовой профессией, что большое место в науке стали занимать коллективные формы деятельности. Резко возросла соц. роль науки, а вместе с этим и встала задача повышения эффективности научн. деятельности. Возникла потребность в изучении соц. факторов, приведение в действие к-рых могло бы способствовать решению этой задачи. В этих условиях С.н. приобрела не только теоретич., но и прикладное значение для целей управления в сфере науки. Проблемное поле С.н. достаточно широкое: структура и динамика (мобильность) науч. кадров в соотнесении с когнитивными процессами, обеспечением новых научных направлений; соц. аспекты организации научн. труда, научн. коммуникации, система формальных и неформальных отношений в науке, их влияние на продуктивность ученых; разделение труда,  соц. проблемы, возникающие в связи с процессами дифференциации и интеграции в науке, с развитием междисциплинарных исследований; соц., в том числе нравственные, нормы и ценности, регулирующие поведение ученых, оценка и стимулы их труда, институциональные и личностные аспекты научн. деятельности, их соотношение. Большой круг проблем возникает в связи с анализом соотношения науки и об-ва в двух планах: влияние об-ва на науку и обратное влияние на об-во, интеграция науки в об-во, взаимосвязь науки и культуры, влияние демократизации на науку, проблемы перестройки в науке, также интенсивного развития науки, т. е. поучения новых рез-тов, выполнение соц. заказа наукой за счет использования качественных показателей: лучшей организации, более совершений технологии исследований, повышения уровня квалификации кадров и т. д. Все более существенной потребностью становится комплексное исследование науки, предполагающее кооперацию С.н. с др. дисциплинами науковедческого цикла, в том числе с экономикой, психологией, организацией науки и др., более широкое использование наукометрич. методов. В послевоенный период С.н. получила развитие в рамках структурно-функционалистской социологии. С.н. ведет здесь свое начало от работ Р. Мертона, разработавшего концепцию науки как соц. ин-та, к-рая доминировала в С.н. на Западе до 70-х гг. Согласно Мертону, научн. деятельность осуществляется в рамках соц. ин-та науки, к-рый обеспечивает компетентную оценку рез-тов научн. труда и соответствующее этим рез-там вознаграждение ученого в виде признания, премий и т. д. Принадлежность к ин-ту науки требует соблюдения определенных институциональных норм, образующих "этос" науки. Но противоречивость складывающихся в ходе науч. деятельности ситуаций, конкуренция между учеными, борьба за приоритет делают их поведение амбивалентным. С.н., т. обр., изучает внутриинституциональные и соц. условия, обеспечивающие получение достоверного знания. Среди общих соц. условий, наиболее благоприятствующих развитию науки, Мертон называет демократию. Чтобы доказать это, он изучает положение науки в фашистской Германии и показывает, что Духовная диктатура нацизма, его расистская идеология привели к упадку немецкой науки. В 70-е гг. на С.н. начала оказывать все большее влияние постпозитивистская методология науки, в частности концепция Т. Куна, согласно к-рой знание обретает статус научного, когда оно уступает в виде парадигмы, принимаемой сообществом научным (см.). Идеи Куна способствовали распространению релятивистского подхода к научн. знанию, т. к. снимали вопросы: о его отношении к объекту, о его истинности, выдвигая в качестве критерия научности фактор соц. порядка - принятие знания научн. сооб-вом. В 70-е гг. в Англии возникла так называемая когнитивная С.н., "сильная программа" к-рой отразила позиции филос. релятивизма и субъективизма в интерпретации научн. знания, включив в сферу С.н. само "технич." содержание научн. знания. Если прежде С.н. вообще исключала к.-л. связь содержания научн. знания и соц. условий, то теперь она впадает в другую крайность, утверждая решающую зависимость научн. выводов от субъекта познания, от соц. отношений в процессе деятельности научн. сооб-ва, науку отождествляя с научн. деятельностью. Критикуя эти методологич. принципы, нельзя недооценивать позитивных рез-тов развития С.н. на Западе. Ныне в С.н. накоплен большой массив эмпирич. исследований, разработаны разнообразные количественные и качественные методы  анализа научн. деятельности, выработан ряд достаточно плодотворных идей, отражающих соц. параметры научн. развития. Все это дает основания для развития научн. сотрудничества ученых различн. теоретико-методологич. ориентации в области С.н. Лит.: Социологические проблемы науки. М., 1974; Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса: социологические проблемы развития науки и техники. М., 1976; Научная деятельность: структура и институты. М., 1980; Малкей М. Наука и социология знания.  М., 1983; Основы науковедения М., 1985; Современная западная социология науки:  критический анализ. М., 1988; Добров Г.Н. Наука о науке. Киев, 1989; Введение в социологию науки. В 2-х частях (под ред. Кугеля С.А., Черняковой Н.С.). С.-П. 1990; Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988; Майзель И. А. Социология науки: проблемы и перспективы. Л., 1974; Социология науки (под ред. Карпова М.М., Потемкина А.В.). Ростов-на-Дону, 1968; Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. М., 1986; Винклер Р.-Л., Келле В.Ж. Социология науки//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М., 1996; Merton R.K. The sociology of science. Chicago, L., 1973; Science in context. Reading in the sociology of science. Milton Kiynes, 1982; Science observed: Perspectives on social study of science. L., 1983; Society and knowledge New Brunswick, L., 1984. В.Ж. Келле.

Просмотров: 1437
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • КОГНИТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
  • МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • МОДЕЛИ  РАЗВИТИЯ  НАУКИ  
  • МОДЕЛИ СООТНОШЕНИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • Основные исторические этапы развития психологической науки
  • ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ  РАЗВИТИЯ  НАУКИ.  
  • Проблемное поле науки
  • ПРОБЛЕМЫ НАУКИ XXI в
  • РАЗВИТИЕ НАУКИ
  • СООТНОШЕНИЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ
  • Социология науки
  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
  • Социология науки
  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
  • СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ
  • СТРУКТУРА НАУКИ
  • ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь