Социология науки

отрасль социологического знания, предметом которой являются многообразные и противоречивые взаимоотношения науки и общества в целом, науки и различных сфер общества; исследование социологическими методами закономерностей развития и функционирования науки как социального института, определенного типа социальной организации, а также исследование социальных структур научных учреждений и коллективов, социальных резервов повышения эффективности труда ученых, мотивов и стимулов их деятельности. Институциональная структура С. н. сложилась в начале 60-х годов. В рамках Международной социологической ассоциации была создана исследовательская группа, объединившая социологов, которые изучали социальную организацию науки и формы взаимодействия между учеными. Позже в США, Великобритании и ряде других стран были проведены обследования условий и форм вознаграждения в науке, особенностей состязательности между учеными, организации и эффективности научных групп. Широко использовались контент-анализ биографий ученых с целью определения зависимости между социальным происхождением, образованием, политической и религиозной ориентациями, с одной стороны, и продуктивностью научного труда, успешностью научной карьеры, с другой стороны; частота цитирования (цитат-индекс) для изучения сети коммуникаций в науке, формирования относительно устойчивых научных сообществ, установления вклада ученого в развитие научной дисциплины; анализ документов, анкетирование и интервьюирование научных работников. В бурж. С. н. теоретические аспекты наиболее подробно разработаны Р. Мертоном. Согласно ему четыре основные социальные нормы принимаются работниками науки в качестве обязательных: универсализм (научный результат имеет силу для всех); организованный скептицизм (в науке нет непогрешимых авторов, равно как и утверждений, находящихся вне критики); всеобщность (истина принадлежит всем); бескорыстие (наукой занимаются ради нее самой, а основным видом вознаграждения считается признание коллег). К перечисленным иногда присоединяют еще две нормы: рационализм (стремление понять все обобщенно и абстрактно); эмоциональная нейтральность (требование с «холодной головой» относиться к любым утверждениям). В СССР социологические и социально-психологические исследования науки ведутся преимущественно по следующим проблемам: социальные факторы интенсификации научной деятельности; проблемы формирования ученого и научных коллективов; обеспечение развития новых направлений в науке; социальная структура научных коллективов; пути совершенствования условий и организации научно-исследовательского труда; социальный статус научного работника и научных дисциплин; образ жизни и социальный облик научной интеллигенции; мотивация научного творчества; социальные закономерности воспроизводства научных кадров; профессиональная мобильность в науке и др. Обоснована ролевая концепция выполнения функций в научном коллективе: в эффективно работающих исследовательских группах ее члены выполняют ряд взаимодополняемых ролей критика, генератора идей, анализатора,синтезатора, разработчика. Исследования в рамках С. н. проводят подразделения Института социологических исследований АН СССР, Института истории естествознания и техники АН СССР. В Украинской ССР подобную работу выполняет Центр исследования научно-технического потенциала и истории науки АН УССР. Результаты многих социологических исследований науки освещаются в ежеквартальнике «Науковедение и информатика». Социология образования отрасль социологии, изучающая закономерности функционирования и развития образования как социального института. Выделяются два диалектически взаимосвязанных направления в исследовании проблем образования: внутрии внеинституциональное. Первое рассматривает социальные аспекты деятельности работников образования, педагогических и учащихся коллективов, социальную структуру и функционирование учреждений системы образования, проблемы планирования и управления, взаимоотношения педагогов и учащихся, закономерности социализации личности в учебном процессе, социальное положение и общественную роль учителей и преподавателей, их профессиональный статус. Второе исследует социальные аспекты взаимодействия образования и других институтов общества производства, науки, культуры, политики,-связь образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие общественных отношений, эффективность трудовой и других видов социальной деятельности. Исследования в области С. о. позволяют определить зависимость системы образования от уровня развития производительных сил, экономических и технико-технологических факторов и установить оптимальное для конкретных условий соотношение между прагматической (профессиональной) и общегуманитарной функциями образования. С этой целью осуществляется изучение взаимосвязи общего и профессионального образования, структуры и целей средних профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений и их взаимодействия, характера и содержания учебных курсов и программ, соотношения специальных, профессиональных и общегуманитарных дисциплин в образовательном процессе. Рассматривая взаимодействие системы образования как социального института с духовной жизнью общества, С. о. выходит па проблемы процесса социализации личности, места образования в системе ее культурных ценностей, социальных ориентации. В поле зрения С. о. оказывается анализ процессов сохранения и передачи знаний, формирования социальных норм, усвоения духовных ценностей, особенностей становления человека в системе образования, влияния образовательного уровня на образ жизни, формы и виды его жизнедеятельности. Значительное место в С. о. занимает проблема поведения человека в системе образования: его отношение к образовательным институтам, намерения и запросы, мотивы и стимулы образования, ориентации на получение знаний определенного круга и объема, выбор соответствующих учебных заведений. Названные направления в С. о. неразрывно связаны с исследованием роли образования в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества. Это предполагает анализ структуры учебных заведений, различий между ними, преемственности между различными звеньями системы образования, например, между общеобразовательной, профессионально-технической школой, с одной стороны, и высшей с другой. В этом случае для анализа процессов воспроизводства социальной структуры общества становится необходимой информация о социальном составе учащихся всех звеньев системы образования, распределении выходцев из различных социальных групп по каналам и «этажам» образовательной системы, о шансах представителей всех общественных групп в получении высшего образования, которые определяются не только равной возможностью получения общего среднего образования, но и социальным происхождением. Изучение роли системы образования, как одного из главных условий социального прогресса в современном мире, как канала социальной мобильности, определяющего прогрессивные изменения в социальной структуре общества, является одним из главных направлений в С. о. При этом последняя изучает не только влияние образования на социальные процессы в обществе, но и структуру самого образования, ее «привязанность» к общественному и профессиональному разделению труда, соответствие актуальным и перспективным целям общества (запросам производства, науки, культуры). Исследования в области С. о. являются не только важным направлением в развитии социологической науки, но и существенным элементом социального управления, предпосылкой для проведения эффективной социальной политики.

Просмотров: 1103
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • АДЕКВАТНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Государственные социальные стандарты в области образования Республики Беларусь
  • Децентрализация системы высшего образования
  • Диверсификация системы образования
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Инновационные процессы в системе образования
  • КЛАССИФИКАТОР НАПРАВЛЕНИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО и СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР
  • НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НМЦ СПО)
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗАПРОСЫ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ)
  • ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Основные функции стандартов в области общего образования
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • СТАЖИРОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Формы получения высшего и среднего профессионального образования
  • мониторинг развития системы образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь