|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
СОЦИОЛОГИЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ- направление в зап. социологии, представители к-рого концентрируют внимание на изучении базисных, фундаментальных проблем соц. познания С.а. с характерным для нее интересом к чисто познавательным вопросам отличается, с одной стороны, от социологии прикладной (см.), связанной с изучением практических задач, а с др. - от различи. соц.-филос. теорий, представленных в настоящее время теориями индустриального и постиндустриального об-ва, информационного об-м и др., а также от концепций, имеющих ярко зыраженную идеологич. ориентацию. К С.а. относятся структурный функционализм (см. Анализ функциональный в социологии), неоэволюционизм (см.), теория соц. действия (см. Действие социальное), теории социального обмена (см.), интеракционизм символический (см.), этнометодология (см.) и др. С.а. возникла в США в 30-40-е гг. XX столетия в академии, университетской среде, хотя входные ее предпосылки были сформулированы гораздо раньше в трудах основоположников зап. социологии Дюркгейма, Вебера и др. Значительное воздействие на С.а. оказала неопозитивистская методология, ориентированная на модели развития физич. наук, в к-рых существует деление на прикладные и фундаментальные исследования. Основной отличительной чертой С.а. является то, что главная задача соц. познания усматривается в открытии и формулировке универсальных, независимых от времени и места закономерностей поведения человека и соц. организации. Поиск объективной истины объявляется главной ценностью научн. познания. В рамках С.а. предлагаются различн. варианты решения этой фундаментальной задачи. Для сторонников структурного функционализма она конкретизируется в формулировке универсальных функциональных закономерностей или требований, призванных объяснить структурные механизмы сохранения устойчивости и стабильности любой соц. системы. В гуманистически ориентированных концепциях С.а. (см. Интеракционизм символический и др.) на первое место выдвигается задача выяснения соц.-психологич. структуры соц. взаимодействия, роли человеческой личности как творца соц. реальности. В позитивистски ориентированных концепциях, таких, напр., как концепция соц. обмена, подчеркивается решающая роль универсальных закономерностей человеческой природы - стремление к получению выгод и наград - для объяснения обществ. отношений и структур. Т. к. психобиологич. природа человека, по мнению сторонников этой концепции, неизменна, эти закономерности едины для всех времен и народов. Вторая отличительная черта С.а. - понимание социологии как науки, "свободной от ценностей", независимой от политич. пристрастий и классовых оценок. В позитивистских версиях С.а. (см. Позитивизм в социологии) указанное положение выступает в виде требования отделения факта от его оценки; иными словами, социологу предписывается быть бесстрастным наблюдателем и регистратором изучаемых им явлений, даже если он их морально осуждает. Социологи позитивистского крыла настаивают на необходимости строгого разделения соц. ролей ученого и гражданина. Гражданская позиция социолога относится ко вненаучн. сфере, где он волен поступать согласно своим морально-политич. убеждениям, но как исследователь соц. явлений он должен исключить из своих рассуждений и выводов любые идеологич. оценки. В неопозитивистских вариантах С.а. (см. Неопозитивизм в социологии) требование "свободной от ценностей" науки несколько смягчается гуманистич. их ориентацией, самим фактом обращения к человеку и его внутреннему миру. Характерная для представителей С.а. отстраненность от изучения актуальных болевых вопросов обществ. жизни нередко оправдывается ссылкой на несовершенство научн. метода, к-рый пока еще не в состоянии обеспечить строгое и однозначное объяснение соц. событий. Третья характерная особенность С.а. связана с истолкованием взаимоотношений соц. науки и об-ва. При всех идейно-теоретич. и методо-логич. разногласиях между представителями различн. школ С.а. все они солидарны в том, что обществ. предназначение социологии - быть инструментом просвещения и образования различн. соц. групп и слоев об-ва. Разразившийся в конце 60-х - нач. 70-х гг. кризис зап. социологии означал вместе с тем и кризис всей концепции С.а., не сумевшей, во-первых, создать эффективных моделей объяснения и предсказания соц. изменений и, во-вторых, интегрировать эмпирич. и теоретич. исследования. Кризисная ситуация поставила под сомнение правомерность основополагающих установок С.а., показав, в частности, иллюзорность попыток создания соц. науки, изолированной от об-ществ.-политич. интересов. Реакцией на кризисное положение С.а. явилось исходящее от консервативных и технократически настроенных кругов зап. ученых требование о полном слиянии "чистой" науки и прикладных исследований (концепция постакадемич. социологии), что должно поднять пошатнувшийся престиж социологии путем включения ее в исследование актуальных проблем НТР. Эта программа встречает возражения со стороны либерального большинства приверженцев С.а., к-рые считают, что реализация ее привела бы к полной утрате автономии соц. науки. Лит.: Американская социология. М., 1972; Критика современной буржуазной теоретической социологии. М., 1977; Тэрнер Дж. Структура социологической теории. М., 1984; Ritzer J. Sociology: A multiple paradigm science. Boston, 1976; Weinstein J. Sociology-technology: Foundations of post-academic social science. N.Y., 1982. M.C. Комаров.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|