Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 СОЦИОЛОГИЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ



СОЦИОЛОГИЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ

- направление в зап. социологии, представители к-рого концентрируют внимание на изучении базисных, фундаментальных проблем соц. познания С.а. с характерным для нее интересом к чисто познавательным вопросам отличается, с одной стороны, от социологии прикладной (см.), связанной с изучением практических задач, а с др. - от различи. соц.-филос. теорий, представленных в настоящее время теориями индустриального и постиндустриального об-ва, информационного об-м и др., а также от концепций, имеющих ярко зыраженную идеологич. ориентацию. К С.а. относятся структурный функционализм  (см. Анализ функциональный в социологии), неоэволюционизм (см.), теория соц. действия (см. Действие социальное), теории социального обмена  (см.), интеракционизм символический  (см.), этнометодология (см.) и др. С.а. возникла в США в 30-40-е гг. XX столетия в академии, университетской среде, хотя входные ее предпосылки были сформулированы гораздо раньше в трудах основоположников зап. социологии Дюркгейма, Вебера и др. Значительное воздействие на С.а. оказала неопозитивистская методология, ориентированная на модели развития физич. наук, в к-рых существует деление на прикладные и фундаментальные исследования. Основной отличительной чертой С.а. является то, что главная задача соц. познания усматривается в открытии и формулировке универсальных, независимых от времени и места закономерностей поведения человека и соц. организации. Поиск объективной истины объявляется главной ценностью научн. познания. В рамках С.а. предлагаются различн. варианты решения этой фундаментальной задачи. Для сторонников структурного функционализма она конкретизируется в формулировке универсальных функциональных закономерностей или требований, призванных объяснить структурные механизмы сохранения устойчивости и стабильности любой соц. системы. В гуманистически ориентированных концепциях С.а. (см. Интеракционизм символический и др.) на первое место выдвигается задача выяснения соц.-психологич. структуры соц. взаимодействия, роли человеческой личности как творца соц. реальности. В позитивистски ориентированных концепциях, таких, напр., как концепция соц. обмена, подчеркивается решающая роль универсальных закономерностей человеческой природы - стремление к получению выгод и наград - для объяснения обществ. отношений и структур. Т. к. психобиологич. природа человека, по мнению сторонников этой концепции, неизменна, эти закономерности едины для всех времен и народов. Вторая отличительная черта С.а. - понимание социологии как науки, "свободной от ценностей", независимой от политич. пристрастий и классовых оценок. В позитивистских версиях С.а. (см. Позитивизм в социологии) указанное положение выступает в виде требования отделения факта от его оценки; иными словами, социологу предписывается быть бесстрастным наблюдателем и регистратором изучаемых им явлений, даже если он их морально осуждает. Социологи позитивистского крыла настаивают на необходимости строгого разделения соц. ролей ученого и гражданина. Гражданская позиция социолога относится ко вненаучн. сфере, где он волен поступать согласно своим морально-политич. убеждениям, но как исследователь соц. явлений он должен исключить из своих рассуждений и выводов любые идеологич. оценки. В неопозитивистских вариантах С.а. (см. Неопозитивизм в социологии) требование "свободной от ценностей" науки несколько смягчается гуманистич. их ориентацией, самим фактом обращения к человеку и его внутреннему миру. Характерная для представителей С.а. отстраненность от изучения актуальных болевых вопросов обществ. жизни нередко оправдывается ссылкой на несовершенство научн. метода, к-рый пока еще не в состоянии обеспечить строгое и однозначное объяснение соц. событий. Третья характерная особенность С.а. связана с истолкованием взаимоотношений соц. науки и об-ва. При всех идейно-теоретич. и методо-логич. разногласиях между представителями различн. школ С.а. все они солидарны в том, что обществ. предназначение социологии - быть инструментом просвещения и образования различн. соц. групп и слоев об-ва. Разразившийся в конце 60-х - нач. 70-х гг. кризис зап. социологии означал вместе с тем и кризис всей концепции С.а., не сумевшей, во-первых, создать эффективных моделей объяснения и предсказания соц. изменений и, во-вторых, интегрировать эмпирич. и теоретич. исследования. Кризисная ситуация поставила под сомнение правомерность основополагающих установок С.а., показав, в частности, иллюзорность попыток создания соц. науки, изолированной от об-ществ.-политич. интересов. Реакцией на кризисное положение С.а. явилось исходящее от консервативных и технократически настроенных кругов зап. ученых требование о полном слиянии "чистой" науки и прикладных исследований (концепция постакадемич. социологии), что должно поднять пошатнувшийся престиж социологии путем включения ее в исследование актуальных проблем НТР. Эта программа встречает возражения со стороны либерального большинства приверженцев С.а., к-рые считают, что реализация ее привела бы к полной утрате автономии соц. науки. Лит.: Американская социология. М., 1972; Критика современной буржуазной теоретической социологии. М., 1977; Тэрнер Дж. Структура социологической теории. М., 1984; Ritzer J. Sociology: A multiple paradigm science. Boston, 1976; Weinstein J. Sociology-technology: Foundations of post-academic social science. N.Y., 1982. M.C. Комаров.

Просмотров: 1542
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ В СОЦИОЛОГИИ
  • ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии
  • ЗАКОНЫ И ОБЪЯСНЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ Национальной академии наук Беларуси
  • Измерение в социологии 
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ
  • КРИЗИС В СОЦИОЛОГИИ
  • Критика буржуазной социологии (философии , идеологии)
  • МЕХАНИЦИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • Методология применения математических методов в социологии
  • Моделирование в социологии
  • НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ
  • НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЕ
  • НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ
  • НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
  • НЕОПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • Натуралистическое направление социологии
  • Неопозитивизм в социологии
  • ОБЩЕНИЕ. Пример чистой, или формальной, социологии
  • ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • Психологическое направление в социологии
  • СОЦИОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ
  • СТРОГАЯ ВЕРСИЯ СОЦИОЛОГИИ НАУКИ
  • Теории среднего уровня (отраслевые социологии)
  • Теории среднего уровня (отраслевые социологии)
  • Толерантность в социологии
  • ФУНКЦИОНАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • Функционализм в социологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь