Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
НАУКА- сфера человеч. деятельности, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире. Под Н. понимают и исторически развивающуюся совокупность таких знаний, и соц. ин-т, в рамках к-рого она осуществляется. Часто Н. называют и отдельную отрасль знаний. Знания получаются и используются в любой сфере человеческой деятельности, но лишь в сфере Н. получение новых знаний выступает не только средством, но и основной целью и основным продуктом деятельности. При этом как сами научн. знания, так и процесс их получения обладают рядом специфич. черт, к-рые, взятые в совокупности, не характерны для знаний, получаемых в других сферах деятельности. Научн. деятельность отличает стремление к объективно истинному, обоснованному и проверенному знанию, и в связи с этим для нее присуще наличие развитого аппарата методов и процедур, используемых для рационального критич. обоснования, доказательства и проверки получаемых знаний. Для науч. знания характерны направленность на объект, на выявление собственных, имманентных законов функционирования и развития изучаемого объекта. Теоретич. системность предполагает, что каждый элемент знания не может быть значим сам по себе, если он так или иначе не соотнесен с определенной системой исходных аксиом, постулатов и допущений. Процедуры обоснования научн. знания включают в себя как логич. анализ согласованности каждого элемента с этой системой, так и различн. способы эмпирич. проверки. Автор, излагающий новый научн. рез-т, должен описать условия для независимого воспроизведения и проверки этого рез-та. Обоснованность научн. знания обеспечивается еще и тем, что, помимо импульса к расширению описываемого им круга явлений, оно содержит также импульс к критич. анализу, а иногда и к радикальному пересмотру своих собственных критериев и тех исходных допущений, на к-рые оно опирается. Наряду с объективной направленностью научн. знанию свойственна и адресованность, пусть неявная и неосознаваемая человеком как субъектом. По своим свойствам оно должно быть таким, чтобы его могли воспринимать, понимать, оценивать, усваивать, осмысливать и использовать др. субъекты: при этом научн. знание - это знание общезначимое, апеллирующее не к уникальным особенностям и способностям того или иного конкретного субъекта, а ко всякому соответствующим образом подготовленному индивиду. Совокупность лиц, обладающих необходимой компетенцией в данной области и участвующих в процессе выработки нового знания, называют научн. сообществом. Нередко оно понимается как совокупный субъект науч. деятельности. Адресованность научн. знания другим субъектам и науч. сообществу в целом достигается за счет того, что сам процесс его получения регулируется нормами, к-рые каждый субъект не придумывает для себя заново, а усваивает в ходе своей профессиональной подготовки. Научн. сообщество, разрабатывающее нек-рую проблемную область, является первичной соц. ячейкой Н., нормативно контролирующей деятельность своих членов. Оно определяет круг проблем, к-рые в данный момент представляются актуальными, значимыми и вместе с тем разрешимыми: существуют приемлемые концептуальные и технич. средства решения этих проблем. Наряду с этим научн. сообщество дает первую оценку новизны, важности и глубины исследовательских рез-тов, получаемых его членами, определяет статус и престиж каждого из них. Более крупной соц. ячейкой является дисциплинарное сообщество, на уровне к-poro осуществляется воспроизводство научн. деятельности и подготовка новых поколений исследователей, способных работать на переднем крае Н., в рамках проблемных научн. сообществ. Характерные признаки научн. дисциплины - наличие профессиональных журналов и организаций, учебных кафедр и дисциплинарных учебников. Следующим иерархия, уровнем являются целые сферы или области знаний, т. е. полидисциплинарные образования - такие, как физика, химия, биология и др. Самое крупное членение Н. - это ее разделение на естественные, обществ. (соц., гуманитарные) и технические Н. Между этими тремя группами Н. существуют определенные различия, выражающиеся как в познавательных установках, так и в формах соц. организации деятельности. В современной Н. исследования, проводимые на переднем крае, зачастую носят междисциплинарный характер и определяют взаимодействие представителей обществ., естественных и технич. Н. Историч. процесс развития Н. сопровождается расширением спектра выполняемых ею специальных функций и соответственно усилением ее взаимосвязей с другими сферами совокупной деятельности об-ва. Первыми по времени получают развитие культурно-мировоззренч. функции Н., к-рые реализуются благодаря тому, что предлагаемые Н. рациональные, т. е. основанные не на субъективном мнении, а на критически осмысленном объективном знании, объяснения тех или иных фрагментов и аспектов действительности входят в содержание культуры и мировоззрение об-ва. Признание за Н. авторитета в этой области явилось важным шагом в процессе ее соц. институционализации, поскольку научн. деятельность начинает восприниматься как общественно приемлемый и признанный род занятий. Прогрессирующая специализация научн. деятельности ведет к тому, что для этого оказывается необходимой достаточно длительная и основательная профессиональная подготовка, обеспечиваемая соц. ин-тами образования, с к-рыми у Н. устанавливаются интенсивные взаимосвязи и взаимообмены, посредством к-рых реализуется др. группа соц. функций Н. Как содержание, так и формы образования складываются и развиваются под сильным влиянием Н. В свою очередь, составной частью научн. деятельности становится деятельность, направленная на воспроизводство соц. ин-та Н., на оформление, обобщение и систематизацию рез-тов научн. исследований, к-рые организуются по нормам учебного предмета. Значительная группа соц. функций Н. связана с приложением научн. знаний и методов в самых разных сферах практич. деятельности. Наиболее характерный в этом отношении - процесс превращения Н. в непосредственную производительную силу, формирования устойчивых взаимосвязей между Н., техникой и производством. Научн. эксперимент и установка для проведения -выступают при этом как модель и прообраз установки для промышленного преобразования естественных веществ и объектов, возможность к-рых впервые выявляется в эксперименте. Тип взаимоотношений, устанавливающихся между Н. и промышленным производством, распространяется и на др. сферы практич. деятельности - сельское хозяйство, здравоохранение и др. Это ведет к формированию в данных сферах деятельности комплексов, включающий в качестве необходимой составной части соответствующие области научн. знания, к-рое используется для рационализации и оптимизации деятельности в данной сфере. Вместе с тем это сказывается и на самой Н., в рамках к-рой прсь исходят дифференциация на фундаментальные и прикладные исследования. Такое различение нельзя считать строгим, и оно часто подвергается критике; тем не менее в нем фиксируются значимые различия в познавательных установках, в ориентации и мотивациях ученых. Если для фундаментальных исследований характерна установка на получение истинного и теоретически обоснованного знания, то цель прикладных - практич. эффективность и результативность знаний. С превращением Н. в непосредственную производительную силу связан переход от "малой Н." к "большой Н.", когда Н. становится массовым видом деятельности, требующим значительных обществ. ресурсов, дорогостоящего экспериментального оборудования и т. п. В рез-те Н. становится объектом государственного планирования и управления, возрастает значение вопросов формирования и реализации рациональной научн. политики. Расширение круга соц. функций Н. и соответственно ее соц. институционализации нельзя считать законченным, что, в свою очередь, сказывается и на формах организации исследований, и на их дальнейшем развитии. Лит.: Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956; Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М., 1980. Б.Г. Юдин.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|