КОНЦЕПЦИИ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ

(от англ. to refer - относить, соотносить) - концепции, описывающие те соц. (экономич., политич., профессиональные, культурные и др.), соц.-психологич. группы, с ценностями, нормами и установками к-рых индивид соотносит свое поведение с целью принятия этих норм, ценностей или сравнения с ними. Исследования были начаты в амер. соц. психологии в начале 40-х гг. Г. Хаймен впервые использовал термин "референтная группа" , указав, что установки индивида по отношению к значимым для него объектам зависят как от сопоставления с установками группы, членом к-рой индивид является (группа членства), так и от внешних по отношению к данному индивиду групп, членом к-рых он не является. Занимаясь изучением вопроса о том, как сам субъект оценивает свой социоэкономич. статус, Хаймен установил, что на эту оценку в большой степени влияет то, с какими группами индивид сравнивает себя, т. е. какие группы служат "рамками соотнесения". Вслед за Хайменом многие соц. психологи (Т. Ньюком, М. Шериф, Р. Хартли, Г. Келли и др.) стали использовать этот термин для обозначения вообще любой группы, с к-рой индивид соотносит свои установки. Это дало основание утверждать, что К.р.г. часто использовались для объяснения всего и вся (Sherif M.L., Sherif C.W. Social psychology. N.Y. 1969 P. 423). Свое дальнейшее развитие К.р.г. в амер. социологии и соц. психологии получили в 50-х гг признанию М. Шерифа, с 1950 г. развивались уже "с космической скоростью". Большой вклад в развитие концепции внес Г. Келли, к-рый предложил различать два типа референтных групп - нормативные и сравнительные. К нормативным он относит те из них, в к-рых индивид стремится получить или сохранить признание. С этой целью он согласовывает свои установки с теми, кто с его т.зр. выражает сущность взглядов членов группы. При этом сана группа, усиливая свои стандарты или групповые нормы,  требует от индивида их принятия При рассмотрении группы как точки отсчета для отнесения или сравнения при оценке и самооценке мы имеем дело, считает Г.Келли, с референтной группой сравнительного типа. Кроме того, выявляются два важных аспекта К.р.г. - мотивационный и познавательный, в связи с чем различаются и две функции этой группы в определении установок личности: нормативная (служит для обеспечения стандартов поведения и групповых норм индивида) и сравнительная (проявляет себя в том, что группа служит точкой отсчета для оценивания себя и др.). Эти две функции могут иметь место одновременно в членской референтной группе, когда индивид сначала сравнивает свои установки с ценностями и нормами группы, потом принимает ее нормы. Попытка поставить проблему референтной группы на теоретич. основу была предпринята Р. Мертоном и А. Росси. На основании вторичного анализа исследования под руководством А. Стауффера "Амер. солдат" и др. работ они попытались построить теорию референтной группы, указав, на что должно быть направлено на основное внимание исследователей этой проблемы, и обрисовав основной круг задач, к-рые требуют решения. Их работа показала, что проблема находится еще на раннем этапе своего решения, а область ее практич. исследования еше слишком узка по сравнению с областью теоретич. построений. В отечественной социологии и соц. гии в последнее время предпринимаются успешные попытки применения К.р.г. в эмпирич. исследованиях. Особенно плодотворным в этой связи представляется рассмотрение феномена референтности в рамках стратометрич. концепции групповой активности и референтно-метрич. методика. Особенностью этой концепции является то, что авторы ее рассматривают не диффузную группу, а группу типа коллектива, и соответственно качество референтности обнаруживается лишь в условиях постоянно возникающей групповой деятельности ситуации соотнеся субъекта с существенно значимыми для него объектами, а такими значимыми объектами выступают цели и задачи совместной деятельности. В таком понимании референтность "фиксирует в себе потенциальную возможность обращения к избираемому среди множества др. значимому индивиду или индивидам с целью опосредствованного отнесения к существенно важным для субъекта объектам познания в условиях групповых взаимоотношений" (Психологическая теория коллектива. М., 1979. С. 228). В этом аспекте явление референтности более универсально, чем те отношения, к-рые были предметом исследования в работах по референтным группам. Лит.: Психологическая теория коллектива. М., 1979; Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.,т1982; Merton R.K., Rossi А.К. Contribution to the theory reference group behaviour//Merton R.K. Social theory and social structure. L., 1964; Readings in reference group theory and research. N.Y., L., 1968. Л.А. Меликян

Просмотров: 2352
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • Балинта группы
  • Внутри группы
  • ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ
  • ГРУППЫ САМОПОМОЩИ
  • Группы демографические
  • Группы и коллективы
  • Группы крови
  • Группы риска
  • Группы самопомощи
  • Группы симметрии
  • Группы честности
  • ИДЕОЛОГИЯ БОЛЬШОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ
  • КОНТРАСТНЫЕ ГРУППЫ
  • КРИТЕРИЙ ГРУППЫ
  • Контрольные группы
  • Методика определения ценностно-ориентационного единства группы
  • Нормы психокоррекционной группы
  • ОБЩНОСТИ ГРУППОВЫЕ (СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ)
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
  • СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ
  • Социальные группы (SOCIAL GROUPS)
  • Сплоченность группы
  • Сплоченность группы
  • Т-группы
  • Т-группы
  • Шкала измерения потребностно-мотивационного профиля референтности группы
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
  • Этнические группы
  • Эффективность деятельности группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь