КЛАССЫ СОЦИАЛЬНЫЕ

- большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе обществ. производства, по их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности), по их роли в обществ. организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли обществ. богатства, к-рой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или иных доходов). Между классами могут существовать как эксплуататорские отношения, так и отношения сотрудничества, справедливого обмена рез-тами их деятельности. Такая трактовка классов является достаточно общей, применимой к различным обществ. системам. Но тем более важно конкретизировать ее в связи с теми или иными обществ. отношениями, с тем или иным историч. этапом развития цивилизации. Наряду с классами существуют большие "классовоподобные" соц. группы. Это - интеллигенция, служащие и др. Интеллигенцией (специалистами) называют работников, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом, требующим, как правило, высшего или среднего специального образования (независимо от фактич. наличия такого образования у лиц, занятых этим трудом, в состав интеллигенции входят и практики, не имеющие специального образования). Служащими (неспециалистами) называют работников преимущественно умственного труда, не требующего научной образованности (в эту группу входят, напр., секретари, кассиры, счетоводы и т. д.). Неверно было бы относить к интеллигенции (специалистам) всех лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование: многие из них трудятся в качестве рабочих. Решающим критерием отнесения тех или иных профессиональных групп работников к интеллигенции или служащим является характер их труда. В об-ве есть и иные более или менее крупные соц. группы - военнослужащие, служители религиозных культов и др. Специфич. группу составляют работники, относящиеся к высшим и средним по рангу кадрам аппарата управления ("аппаратчики", "бюрократия", "номенклатура" - под такими названиями они входят сегодня в повседневный политический лексикон). Эта группа, наряду с особым характером труда, выделяется в об-ве гл.обр. по критерию власти, а также по отдельным чертам образа жизни, к-рые определяются наличием ряда привилегий. Умножение форм собственности и организации труда порождает и новые соц. группы - кооператоров, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, крестьян-фермеров и др. Ф.Р. Филиппов

Просмотров: 919
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • Аут-управленческие члены группы (организации)
  • БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
  • ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА
  • Диагностика оценки удовлетворенности и привлекательности труда в организации. В. М. Снетков
  • Ин-управленческие члены группы (организации)
  • КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КАТЕГОРИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР
  • МОДЕЛЬ РАССЛОЕНИЯ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
  • НОМЕНКЛАТУРА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ
  • Недостатки в организации процесса труда
  • ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО ТРУДА
  • СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
  • Состав группы
  • ТРУДА ХАРАКТЕР
  • ТРУДА ХАРАКТЕР ДВОЙСТВЕННЫЙ
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО ТРУДА РАЗДЕЛЕНИЕ
  • ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Формы организации труда
  • Формы получения высшего и среднего профессионального образования
  • ХАРАКТЕР ТРУДА
  • ХАРАКТЕР ТРУДА и СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
  • Характер труда
  • Характер труда
  • Характер труда
  • среднее специальное учебное заведение (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь