НАУКА

(science) — 1. (Самый общий смысл) систематическое изучение физических или социальных явлений. 2. (Более узкий смысл) изучение физических и социальных явлений путем наблюдений, экспериментов, классификации и поиск универсальных общих законов и объяснений. 3. определенная отрасль знания в каком-либо из вышеупомянутых значений (например, социальная наука)  (ср. Идеология; Магия; Религия). Споры о значении 2 концентрируются на степени необходимости или возможности достижения строгого определения "науки", а также на том, пригодно ли оно в одинаковой степени к физическим и социальным наукам, ибо последним свойственно учитывать выбор человека и социальную деятельность. Эти споры возросли в последнее время в результате критических нападок на обычную философию знания и науки. Проблемы в основном вызвали работы КУНА (1962). В них наука рассматривается как продукт множества подходов многочисленных групп и школ (см. Научная парадигма) без какой-либо единой совокупности процедур или четких критериев, позволяющих разграничить науки в целом. Ни позитивизм, ни фальсификационизм, два главных течения в обеспечении "критериев демаркации" науки, сегодня не находят безусловной поддержки (см. также Модель сопроводительного закона; Научный реализм). Широко распространено следующее представление: наука теперь — не столько отдельная чистая форма, сколько сложный процесс социального производства, работа на основе предшествующего знания и преобразования его, но без единого научного метода или прямого различия между наукой в смысле 2 и другими форма и знания. Наука — социально обусловленное явление, возникающее в таком контексте, в котором культурные ценности и интересы Ученых, а также более широких слоев всегда оказывают потенциальное влияние на процесс познания (см. также Социология науки; Социология познания; Объективность). Некоторые исследователи утверждают, что лишь прочная ныне системологическая позиция призвана признать неизбежную относительность научного познания (см. Эпистемология; Релятивизм). Однако возможно возвращение к общим философским критериям для выявления "истинности" гипотез и теорий. Например, Хабермас (1970) и Фейерабенд (1978) предлагают "консенсус" или неограниченную дискурсивную модель условий познания. То есть поиск истины является требованием условий, способствующих "открытому дискурсу" по любому обоснованию, предлагаемому в поддержку частных гипотез, с целью достижения "гарантированного консенсуса". Правда, современный подход к науке и ее сравнение с "ненаукой" (например, с идеологией) ставит намного больше открытых вопросов, чем до настоящего времени.

Просмотров: 916
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «ДЕОНТОЛОГИЯ. ИЛИ НАУКА О МОРАЛИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • АННАЛОВ ШКОЛА или Новая историческая наука
  • Антропология (или антропологическая наука)
  • ВЫПУСК УСЛУГ НАУКИ И НАУЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
  • Гносеология (или теория познания)
  • Гносеология, или теория познания
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НАУЧНЫЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
  • НОРМАЛЬНАЯ НАУКА и РЕВОЛЮЦИОННАЯ НАУКА
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА
  • СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
  • Социология науки
  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (ЗНАНИЯ)
  • Споры вокруг сущности и судеб науки и техники (Тейяр де Шарден, Габриель Марсель)
  • ТЕКТОЛОГИЯ, или Всеобщая организационная наука
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, или гносеология
  • УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь