ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП или ЧИСТЫЙ ТИП

(ideal type or pure type) - осмысление (идеализация) общего или отдельного явления в целях анализа и объяснения, представляющее явление только в абстрактной или "чистой" (следовательно, "идеализированной") форме(ах). Основы идеально-типичного анализа в социологии происходят от Макса Вебера, на которого повлияло использование идеальных типов в политической экономии. Элемент идеализации - особенность любого применения общих понятий, будь то в науке или повседневной жизни (см. также Типификация), однако в степени их идеализации существуют варианты (ср. Тип; Типология). Абсолютные и идеализированные понятия есть и в технических науках (например, "совершенный вакуум"), и в социальных (например, в политической экономии "совершенная конкуренция" ). В первых это позволяет более упрощенно исследовать явления и формулировать универсальные обобщения высшего уровня (научные школы), с точки зрения которых реальные мировые события могут анализироваться и объясняться как более сложные эмпирические отправные точки. Вебер использовал идеальные типы с несколько

иной целью, однозначно не относя к ним те, которые: (а) не представляют собой этический идеал; (б) не являются "средним" типом; (в) не "исчерпывают действительность", то есть не соответствуют в точности каким-либо эмпирическим образцам. Достаточно определенно он причислял к идеальным типам: (а) идеальные в логическом смысле умственные конструкции, то есть устанавливающие логически экстремальное значение; (б) позволяющие абстрагироваться от действительности; (в) пригодные для использования в формулировке абстрактной модели общей формы, взаимосвязанных причин и следствий сложного повторяющегося явления (например, бюрократии). Следующее требование состоит в "объективной возможности" этих понятий в том смысле, что они должны приблизительно соответствовать конкретным фактам и быть также "субъективно адекватными", то есть понятными сточки зрения субъективных ориентации гипотетического "индивидуального актора" (см. также Методологический индивидуализм). Идеально-типичные понятия нужны Веберу для обеспечения выявления "общих" понятий (например, "рациональный" или "традиционный" — см. Типы социальной деятельности), на основе которых можно однозначно сформулировать "исторические" понятия, служащие отправной точкой общих идеальных типов. Подобным образом облегчаются классификация, сравнение явлений и оценка причинных гипотез. Так, специфическое идеально-типичное понятие протестантской этики сформулировано Вебером как приближение к "рациональной деятельности" и обладание причинным качением для возникновения западного капитализма, а римско-католическая и не западные религии — как исторически специфические типы традиционной и нерациональной деятельности, которая задерживает появление капитализма. Идеальные типы используются Вебером в мысленных экспериментах (например, в следующем суждении: рациональный капитализм  возник бы в Азии так же, как в Европе, если бы в Азии имелась какая-либо форма религии, эквивалентная протестантству). Исторические понятия, вывеянные на основе идеальных типов, обладают точностью, которая в противном случае отсутствовала бы в сравнительном анализе. Однако таким путем Вебер вовлекается в процесс явных (или неявных) типичных обобщений, то есть предположений о "закономерных регулярностях", связанных с наличием эмпирических приближений идеально-типичных понятий и моделей. Следовательно, он приходит к таким "типичным совокупностям значения" или "установленным обобщениям из опыта", как закон Грешама (обесцененные "плохие деньги имеют тенденцию изымать из обращения хорошие" — полноценные). Без предположений такого рода не достичь оценки причинного значения в идеально-типичном анализе. В отличие от технических наук Вебер не предусматривает, что социологи достигнут соглашения по идеально-типичным понятиям или что эти понятия станут основой системы общих законов высшего уровня. Временами он рассматривает идеально-типичные роли понятий как эвристические, помогающие яснее описать и проанализировать исторические явления. Одной из причин такого ограничения "научности" социологии является видимое им постоянное наличие множества перспектив в дисциплине, возникающих из конкурирующих значений (см. Объективность и нейтральность; Различие между истиной и значением). Позиция Вебера создает сложности, делая идеально-типичный анализ в социологии по существу произвольным. На эту проблему в подходе Вебера существуют два основных ответа. По мнению таких критиков, как Парсонс (1937), какие бы различия в степени ни признавались между социологией и техническими науками, идеально-типичный анализ может стать последовательным только путем обобщенного развития общих понятий и потенциально унитарной теории в социологии, избегая веберовского "типичного атомизма". Другие критики (например, Уинч, 1958) доказывают, что от него следует отказаться, раз он предусматривает "значимое понимание" специфических случаев, а не развитие общих понятий и общих теорий.

Просмотров: 1189
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • АНАЛИТИКА ПОНЯТИЙ
  • Батарея тестов общих способностей
  • Боль головная при общих инфекционных заболеваниях
  • Воспитание в широком смысле есть процесс
  • Диагностика психических расстройств при общих и мозговых инфекциях
  • Житейских понятий развитие
  • ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ МЕТОД
  • ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ МЕТОД
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ
  • Идеальные явления
  • Интерпретация основных понятий
  • Интерпретация понятий
  • История развития понятий «общение» и «коммуникация»
  • Классификация психических расстройств при общих и мозговых инфекциях
  • Клиническая картина при общих инфекционных заболеваниях
  • ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ТЕСТ)
  • Обратного отношения между объемом и содержанием понятий закон
  • Операционализация понятий
  • Принятие другого таким, каков он есть
  • Прогноз психических расстройств при общих и мозговых инфекциях
  • СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ
  • СЛОЖЕНИЕ ПОНЯТИЙ
  • СУДОРОЖНЫЕ ПРИПАДКИ У ДЕТЕЙ ПРИ ОБЩИХ ИНФЕКЦИЯХ И ИНТОКСИКАЦИЯХ
  • Симптом общих знакомых
  • ТЕОРИЯ ОБЩИХ ЧЕРТ САМОУБИЙСТВ
  • Усвоение понятий и развитие
  • ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ
  • Формирование понятий
  • Экспертиза психических расстройств при общих и мозговых инфекциях
  • Этиология и патогенез психических расстройств при общих и мозговых инфекциях



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь