|
ПОДВИГ- акт героизма, поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычайных трудностей, общественно полезный результат к-рого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий. Особенно часто возникает потребность в совершении П. в эпохи революму. Последний первоначально понимался как дарованная человеку богами сверхъестественная способность побеждать врагов и достигать успеха в любых начинаниях, как исключительность судьбы, удачливость и всесилие, присущие лишь выдающимся личностям, военным вождям и царям (Гильгамеш в шумерско-вавилонском эпосе, Ахилл у Гомера), но не простым смертным. С развитием классовых и государственно-иерархических отношений вырабатывается сознание непреодолимости жизненных противоречий и препятствий, возникающих перед личностью, лишенной светской и божественной власти. Формируется и иное представление о жизненном подвиге: способность человека противостоять ударам судьбы, со спокойствием принимать поражения и, даже не достигая позитивных результатов, оставаться верным нравственным принципам, сохраняя внутреннюю свободу и достоинство, Такое понимание П. вырабатывает стоицизм. В особенно враждебных человеку условиях П. перерастает в мученичество, жертву собой во имя возвышенной идеи. Этот идеал, в сущности демократический, хотя и несущий на себе печать пассивности и пессимизма, был впоследствии приспособлен к нуждам мировых религий (особенно христианства, отчасти буддизма). Так, образ Христа предстает там как пример человека-мученика, к-рый жертвует собой ради искупления и спасения всего человечества. П. и мученичество понимаются христианской церковью как принятие мук и гибель от руки иноверцев «во славу господню», как монашество и отшельничество. Принципиально иной смысл получает П. в революционных традициях нравственности: оно рассматривается как специфическая форма проявления позитивного героизма в особых условиях. В противовес либеральной реакции на поражение революции 1905 г., к-рая противопоставила революци-онно-«интеллигентскому» героизму П. самосовершенствования, смирения, «внутреннего и незримого подвига» (статья С. Н. Булгакова «Героизм и подвижничество» в «Вехах»), Ленин и большевики трактовали П. как героизм в условиях отсутствия или спада революционности в народе, как верность делу, утверждаемую подлинными революционерами в полной тягот и лишений подпольной работе, ссылках и тюрьмах. После Октября Ленин выдвинул лозунг превращения революционного энтузиазма в героизм «будничной работы». В определенных условиях коммунистическая мораль требует сочетания героизма исключительного действия с таким повседневным П.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|