Общение в условиях крупномасштабных критических инцидентов

Термин «крупномасштабный критический инцидент» (ККИ) обобщает психотравмирующий характер оказываемых на людей ситуациями бедствий и катастроф. ККИ является причиной нарушения нормативного коридора жизненного пути человека и его окружающих. Эти нарушения могут иметь психофизиол. и психосоциальные формы и проявляются на личностном, групповом и обществ. уровне. Наиболее распространенные из них - боязнь, паника, тревожность, депрессия, нежелание жить на пострадавших территориях. ККИ развивается поэтапно, проходя предкритический, критический и посткритический этапы. Появлению термина ККИ предшествовал термин «критический инцидент» (КИ), к-рый впервые встречается во 2-й пол. 1990-х гг. в публикациях по психотравматологии. В США его использовали Эверли, Латин, Мичелл. В трактовке термина КИ исторически преобладала психиатрическая тенденция (Коген, Ахеарн). Однако за последние 20 лет в Латинской Америке сформировался психосоциальный подход у специалистов Бразилии (Aбреу, Хименес и др.), Коста-Рики (Калдерон), Mексики (Кампусано), Колумбии (Лима, Лозано, Нието), Aгргентины (Бениакар, Сантини, Лопес). Те же тенденции намечаются в США (Коген, Геррити, Флинн), Испании (Альварес, Беристаин, Реаль и др.), Великобритании (Уззель), Франции (Крок, Дутеау). Мировое сообщество сегодня старается активно и решительно оказывать помощь, направленную на преодоление стихийных бедствий, катастроф и прочих «необычных» ситуаций и событий, к-рые производят существенные перемены в экономике, экологии и человеческих отношениях. Люди, пострадавшие от таких инцидентов, лицом к лицу сталкиваются с трудными проблемами: мертвых, раненных, бездомных, голодных, безработицей и пр. В период ККИ возникают и развиваются самые разные психол. и социально-психол. реакции у пострадавших лиц, к-рые приобретают форму психотравмы, - но лишь 80 % пострадавших от последствий разл. ККИ возвращаются к норм. жизнедеятельности, черпая положительный опыт в семье, в школе или на работе. Восстановление благодаря этим факторам и фактору самовосстановления называют «пальто помощи». О. в период ККИ представляет собой сложный процесс, в рамках к-рого формируются и развиваются разные виды отношения и взаймодействия между пострадавшими людьми и их окружением. Оно включает в себя важные процессы обменa информацией и поэтому требует разработки единой стратегии взаимоотношений в условиях ККИ. Cуществуют опр. требования к процессу О., происходящего в условиях ККИ. Их делят на физич. (время, расписания, условия, место и т. д.) и технические (правила поведения и построения разных аспектов отношений социального работника и пострадавших). Здесь важен самоконтроль и знание, как взаимодействовать с разными экспертами и специалистами. Главное правило в это время: пострадавший никогда не должен быть один, не должен быть изолирован от своего окружения. Стратегия О. во время ККИ учитывает 3 осн. элемента: информационный, интерактивный и восприятие. При этом принимается во внимание тип или вид ККИ, его степень, частота происхождения и типичные последствия. В О. с пострадавшими нужно учитывать их культурный уровень, степень зрелости, наличие предварительной специальной подготовки, вид и масштаб потерь, уровень сложности последствий, а также историю сообщества, а именно: имело ли оно истор. опыт переживания подобных инцидентов. С учетом понимания ККИ и самого О. как процесса следует проработать конкретные задачи психол. поддержки на каждом из этапов. Осн. моментами в настоящее время считаются след.: 1. При оказании психол. помощи на предкритическом этапе ККИ важны: источники информации, планы предварительной тренировки, знание всех уровней доступа к информации, их пароли; понимание культурно-исторических аспектов ККИ; учет объектов максимального риска, а также их возможных последствий. Важно сделать прогнозы относительно субъективной общительности пострадавших с учетом обществ. мнения. 2. Во время ККИ оценивают его объективныe воздействия и последствия, всевозможные реакции психосоциального характера и пр. Важно выделить проявления героизма-лидерства-хитрости-боязни, паники-террора, ужаса-психич. боли и т. д. Необходимо предупреждать появление слухов и негативного влияния т.наз. «желто-сенсационной» пропаганды и уметь соотносить все элементы человеческого О. и адаптации. 3. После ККИ или в фазе восстановления (от 3 мес. до 2 лет после ККИ): важно содействовать адекватным человеческим реакциям. Нужно позаботиться о решении проблемы социальной идентификации, содействовать помощи и действиям необходимых организаций разного уровня. В этот период проводятся предварительно подготовленные программы и их корректировка, в частности, кризисные интервенции для создания адекватного понимания и сопротивления психотравмирующим факторам. Цель оказания психол. помощи и воздействия процессa О. в условиях ККИ направляется на то, чтобы быстро восстановить адекватную способность психосоциального взаимодействия потерпевших. Осн. принципы О. в условиях ККИ: принцип комплексности, индивидуальности, динамичности, длительности, преемственности. Психологи считают, что осн. навыками и умениями, к-рые должны иметь участники, общающиеся с пострадавшими в условиях ККИ, являются: умение установить контакт со всеми участниками независимо от уровня и специфики воздействия и последствия ККИ на каждого из них; подготовить мероприятия, связанные с физич. контактом, и проявить во время О. с пострадавшими эмпатию. Психологически важно позволить пострадавшим эмоциональную открытость и свободное выражение переживаний, поскольку потерпевшему важно рассказывать о том, что произошло с ним и что он чувствует и переживает. Особое внимание уделяется тем, у кого имеются потери близких или увечья. Нужно создать все необходимые условия для адекватного и эффективного О. с их родными, близкими и значимыми людьми. В ходе О. следует ориентировать их в возможном развитии событий, проинформировать о путях и способах поиска поддержки и помощи. Главное - настроить на реалистические мысли-образы-чyвства, способствовать оптимистическому взгляду на жизнь. О. с потерпевшими должно различаться в периоды их дезадаптации, адаптации и реадаптации. Адаптация позволяет человеку противостоять всем видам трудностей, вызванных ККИ: в этот период для него важны постоянный поиск информации и стремление к обучению выживать в подобных ситуациях. Дезадаптация связана с включением психол. механизмов защиты, и ее необходимо вовремя выявить, контролировать, прогнозировать и оказать соответствующую помощь пострадавшему. В процессе реадаптации пострадавшие раньше или позже испытывают потребность в восстановлении привычного для них состояния. Здесь выделяют психосоциальную реадапатацию, под к-рой понимают результат или продукт всех применяемых форм помощи пострадавшим от любого психотравмирующего события или ситуации, с целью получения необходимого снижения психич. расстройств (когнитивных, эмоциональных, волевых, поведенческих) и их социальных последствий. Выделены осн. формы и виды О. в условиях ККИ: а) непосредственное О. между людьми в каждой семье или иной группе, учреждении, сообществе. Здесь главное вербальное и невербальное О.; б) опосредованное О. между людьми в каждой семье-группе, учреждении, сообществе при помощи средств массовой информации, интернет, литературы, музыки, искусства и т. д.; в) спасательное О., когда индивид или его сообщество находятся в критических условиях, или его жизнь находится под риском или в условиях минимальной стабильности (О. в момент траура, скорби и проч. тяжелых жизненных обстоятельств). О. признается успешным (адекватным) и эффективным, если проявляется милосердие (эмпатия), признается взаимный авторитет каждого участника, или с помощью внушения и убеждения появляется надежда на помощь. В этом процессе важен феномен «первого впечатления», способствующий внушению веры. Для достижения эффективности психол. помощи и адекватного психологически грамотного О. в условиях ККИ важно быстрее пройти адекватный триаж (triage) - спецклассификацию и психол. подробную ориентацию; суметь профессионально и гуманно провести кризисные интервенции и прочие психосоциальные процедуры, к-рые учитывают специфику и индивидуальные особенности потерпевших и его окружения. Социальный работник должен уметь внимательно слушать, выявлять разрешаемые проблемы пострадавших, использовать психосоциальный потенциал каждого пострадавшего и его сообщества. Характеризовать пострадавшего нужно максимально объективно и гуманно подходить к нему с пониманием необходимости прохождения им процесса реадаптации. В этот процесс входит восстановление личностного смысла, самоконтроля и возвращение к обычному образу жизнедеятельности. Правильно организованное О. и учет социально-психол. аспектов ККИ могут помочь избежать обычные психосоциальные проявления дезадаптации и снять воздействие психотравмирующих факторов. Лит.: Лоренсо Р. А. Психологические основы международных реабилитационных программ для пострадавших от крупномасштабных инцидентов: Дис. … канд. психол. наук. Харьков, 2000; San Juan C. & Pol E. Doping with a threat to quality of life: the case of the Prestige-disaster. European Review of Applied Psychology, 2004; Mitchell J. T.; Everly G. S. Jr. Critical Incident Stress Debriefing (CISD). An Operations manual for the Prevention and Traumatic Stress Among Emergency services and Disaster Workers. Second Edition Revised by Chevron Publish. Co., Maryland, USA. 1997. Р. А. Лоренсо

Просмотров: 1515
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • Внешние средства помощи памяти
  • Внутренние средства помощи памяти
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
  • Здоровьесберегающие технологии в условиях информатизации образования
  • Индикаторы качества медицинской помощи
  • НЕОБЪЯСНИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • ОКАЗАНИЕ ТЕКУЩЕЙ ПОМОЩИ КЛИЕНТУ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ СУИЦИДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
  • ОЧИЩЕНИЕ КИШЕЧНИКА ПРИ ПОМОЩИ СЛАБИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
  • Общение в условиях крупномасштабных критических инцидентов: роль СМИ
  • Общение в экстремальных условиях деятельности
  • Отделение медико-социальной помощи одиноким престарелым гражданам и инвалидам
  • ПОМОГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ (ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ)
  • Принцип принятия функции помощи Эго
  • Программа помощи служащим
  • Процесс оказания помощи
  • Развитие познавательного интереса к математике в условиях личностно ориентированного обучения с использованием средств ИТ
  • СЛУЖБА ВТОРИЧНОЙ (СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ) ПОМОЩИ
  • СЛУЖБА ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
  • СЛУЖБА ПЛАНИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
  • СЛУЖБА ТРЕТИЧНОЙ (ВЫСОКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ) ПОМОЩИ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания
  • Сеть неотложной помощи в катастрофах
  • Социологическая наука в условиях тоталитарного государства
  • Союз для оказания помощи
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Справочники профессиональных работников и учреждений медико-санитарной помощи
  • Технология информационного взаимодействия образовательного назначения в условиях использования средств ИКТ
  • Центр (пункт) психологической помощи и реабилитации
  • программа помощи по месту работы (ППМР)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь