|
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ- осн. категория этики Канта; сформулированный им «нравственный закон», к-рый гласит: поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь к-рой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом (т. е. чтобы все др. могли также ему следовать). Кант считал, что в К. и. он открыл независимый от опыта (априорный) принцип, из к-рого можно вывести и приемлемые для всех менее общие моральные требования (если избранной тобой линии поведения не могут последовать др., то она не является правильной). На самом же деле, поскольку данный принцип формален (Формализм), с его помощью можно лишь определить, относится ли избранная человеком линия поведения к морали, но под этот принцип подпадает всякая, в том числе и ложная, консервативная система нравственности. К. и. имеет также тот смысл, что служит своеобразным обоснованием идеи равенства в морали; каково бы ни было содержание моральных требований, они всегда должны иметь всеобщий характер, распространяться на всех людей. К. и. (безусловное повеление) Кант отличает от условного императива (если хочешь достичь к.-л. цели, ты должен совершать определенные поступки в качестве средства), считая последний непригодным для того, чтобы служить критерием нравственности. Кант указывает, что условный императив не может дать правило, общее для всех людей, т. к. их цели и стремления всегда различны. В этом кантовском представлении нашла отражение социальная реальность, основанная на противоположности частных интересов, присущей буржуазному об-ву. Отрицая принципы условного императива в качестве морального критерия. Кант выступил против узкоутилитарного понимания нравственности, против расчетливого практицизма и торгашеского духа, порождаемых частной собственностью. Он отверг истолкование морали в соответствии с характерным для буржуазной политики принципом «Цели оправдывают средства» (Цели и средства. Мораль и политика. Макиавеллизм, Иезуитизм), отверг существующую практику использования человека в качестве средства для достижения чуждых ему целей. Вместе с тем, сделав акцент на формальном долге, вытекающем из К. и., Кант, в сущности, отрицает конкретный, целенаправленный характер морального действия, через к-рое реализуются социально-этические потребности человека. Буржуазному принципу «взаимного использования», оправдывающему эксплуатацию человека человеком. Кант противопоставил К. и. в его следующей формулировке: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. На этом основании неокантианцы Г, Коген, П. Наторп, К. Форлендер видели в Канте основоположника социализма (Этический социализм). Однако сам он считал свой принцип практически неосуществимым в жизни и перенес его реализацию в бесконечно удаленное «царство целей». в потусторонний мир. Эта т, зр. Канта вполне соответствовала «бессилию, придавленности и убожеству немецких бюргеров», «приукрашивающим выразителем интересов которых он был...» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 3, с. 182, 1?4). Ревизионист Э. Бернштейн, пытаясь обосновать в рабочем движении тактику оппортунизма и отказ от революционной борьбы, трансформировал кантовскую мысль в вывод о том, что «конечная цель - ничто, движение - все!».
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|