КАНТ (KANT) Иммануил

(1724-1804) - родоначальник нем. классической философии, основатель «критического», или «трансцендентального», идеализма. Несмотря на идеалистическое понимание природы морали, К. мн. сделал для уяснения специфики нравственности и уточнения предмета этики, в т. ч. для преодоления натурализма в этике и разграничения областей исследования этики и психологии. В общем виде К. определил мораль как область человеческой свободы в отличие от сферы внешней необходимости и природной причинности, что не выходило еще за рамки традиционного взгляда идеалистической этики и трактовало мораль весьма расплывчато. Более конкретно мораль, по К., есть область должного (Требование моральное), к-рое в нравственности имеет всеобщий характер (Категорический императив. Равенство). Это, хотя в принципе и правильное, определение не основывалось у К. на понимании социальной природы морали, а потому не вскрывало специфического характера причинности в морали, вело к противопоставлению долженствования и социально-исторической необходимости, должного и сущего Отсюда скептическая оценка К. движущих сил исторического прогресса (людьми движут, считал он, чаще всего аморальные мотивы) и его представление о том, что моральный идеал достигается лишь в потустороннем «мире целей». В противоположность широко принятой т. зр., согласно к-рой благо и добро логически предшествуют понятию должного и определяют его, К. считал долг основополагающим понятием этики и определяющим понятие добра (добро есть то, что соответствует должному). Критика К. гедонизма и эвдемонизма была справедливой в той мере, в какой это не противоречило логике морального сознания. Но отсюда К. сделал неправильный вывод, что нравственность находится вне всякой целесообразности, не служит удовлетворению социально-исторических потребностей и интересов человека. Т. обр, получалось, что человек должен исполнять свой долг ради самого долга. Это было выражением т. зр. ригоризма и формализма в морали. К. подверг критике нравственного чувства теории,  однако и сам при этом считал, что в исполнении требований нравственности главное заключается в «доброй воле», в мотиве подчинения долгу, а не в совершении практических действий (Моральной доброты теория) «Эта добрая воля Канта вполне соответствует бессилию, придавленности и убожеству немецких бюргеров...» (Маркс К; Энгельс Ф., т. 3, с. 182). Идеалистическими сторонами этики К. являются также его представление об априорности морального сознания, допущение бессмертия души и существования бога как гаранта справедливого воздаяния людям за их моральную деятельность в земной жизни. Последний момент в этике К. (как и нравственный ригоризм) тесно связан с его религиозно-протестантскими убеждениями Этика К. оказала значительное влияние на совр. буржуазную философию морали, в особенности на экзистенциализм и интуитивизм. Отдавая должное теоретическим заслугам К. в разработке мн этических проблем, марксистская этика вместе с тем отвергает идеалистические и формалистические положения в его учении, в особенности те, к-рые послужили впоследствии идейной базой реформизма и оппортунизма в рабочем движении (Этический социализм). Осн. этические соч. - «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Религия в пределах только разума» (1793), «Метафизика нравов» (1797)

Просмотров: 992
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  • «ДВА ИСТОЧНИКА МОРАЛИ И РЕЛИГИИ»
  • «ДВЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ»
  • «ДЕОНТОЛОГИЯ. ИЛИ НАУКА О МОРАЛИ»
  • «ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРИНЦИПАХ МОРАЛИ»
  • ВЗАИМОСВЯЗЬ МОРАЛИ И ПРАВА
  • ГЕТЕРОНОМНАЯ СТАДИЯ МОРАЛИ
  • И. Кант: Мир нравственности и категорический императив
  • К ГЕНЕАЛОГИИ МОРАЛИ
  • КАТЕГОРИИ ЭТИКИ
  • КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
  • КОДЕКС ЭТИКИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Кантианская теория морали
  • Кодекс профессиональной этики российского журналиста
  • Кодекс этики социального педагога
  • Кодекс этики социального педагога
  • Кодекс этики,
  • НОРМЫ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ
  • НОРМЫ МОРАЛИ
  • О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. Опыт парадоксальной этики
  • РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА
  • СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
  • ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • Этики
  • ЯЗЫК МОРАЛИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь