|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Степанов А.В. Философия: справочное пособие для самостоятельной работы студентов. Алматы, 2012, 105с.
Иммануил Кант(1724-1804) основоположник немецкой классической философии, родился в 1724 г. в скромной семье ремесленника (его отец был шорником) в Кенигсберге, в Пруссии, где он и провел свою жизнь. Был доцентом (1755—1770), проф. Кёнигсбергского ун-та (1770— 1796). Труды Канта: «Мысли об истинной оценке живых сил» (1747), «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), «Единственно возможном основании для доказательства бытия Бога» (1762), "Пролегоменах ко всякой будущей метафизике", «Метафизика нравов» (1785), «Идеи всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784), «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «К вечному миру» (1795) В философии Канта традиционно выделяется два периода: «докритический» (до 1770) и «критический». Ранние работы Канта («Мысли об истинной оценке живых сил» (1747), «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) посвящены естественно-научной проблематике. В этот период Кант высказывает космогоническую гипотезу об образовании из первоначальной «туманности» планетарной системы. В 1760-е гг. наметился переход от естественно-научных проблем к философским. "Звездное небо надо мной и моральный закон во мне" - этими словами Иммануил Кант выражает два основных направления и два основных источника своей философии. "Звездное небо надо мной" - это намек на механику Ньютона, которая была для Канта предпосылкой теоретической философии; "моральный закон во мне" - стимул разработки моральной философии, которую он называет "практической" (от "праксис" - поведение, действие). Кант стремится доказать, что три так называемые идеи, на которые опиралась старая метафизика (душа, идея мировой целостности, Бог), являются продуктом неправильного суждения. Как понятия, в которых не содержится чувственного созерцания, они противоречат требованию, согласно которому наше познание должно быть связано с чувственностью. Кант утверждал, что все наши знания о предметах – это знания не об их сущности (для обозначения которой философ ввёл понятие «вещь в себе» – ноумен), а лишь знание явлений вещей (феноменов), т.е. о том, как вещи являют, обнаруживают себя нам. «Вещь в себе», по мнению философа, оказывается неуловимой и непознаваемой. В историко-философской литературе гносеологическую позицию Канта часто называют агностицизмом. Теория познания Канта основана на признании существования доопытного или априорного знания, являющегося врождённым. Первыми доопытными формами сознания выступают пространство и время. Всё, что познаёт человек, он познаёт в формах пространства и времени, но самим «вещам в себе» они не присущи. От чувств процесс познания переходит к рассудку, а от него к разуму. Рассудок, переходящий за свои границы, т.е. границы опыта, – это уже разум. Роль разума, по Канту, выше других познавательных способностей человека. Способность к сверхчувственному познанию он называл трансцендентальной апперцепцией. Это значило, что человеку уже при рождении дана способность ориентировки в пространстве и времени. Кант сформулировал категорический императив ( моральный закон): "поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом", или "поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству". Выступая с пацифистских позиций, Кант в соч. «К вечному миру» дал набросок оснований будущего интернационального мирового порядка. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Степанов А.В. Философия: справочное пособие для самостоятельной работы студентов. Алматы, 2012, 105с. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|