ИНДИВИДУАЛИЗМ

(лат. in dividuum - неделимое, особь) - принцип обоснования нравственности и выбора ориентации, линии поведения, к-рый основывается на мировоззренческой позиции, противопоставляющей т. зр. индивида, взятого вне его социальных связей, об-ву, всякой социальности. Об-во, исходя из этой позиции, есть нечто привходящее, побочное по отношению к природе человека, к-рый призван утверждать свою индивидуальность и нравственность вопреки «внешним», социальным зависимостям. Т. обр., И. означает отречение человека от собственной культурно-исторической сущности, от того содержания человеческой жизни, к-рым она может быть наполнена только в системе общественных связей между людьми (Человек и общество). Позиция И. выступает как противоположность коллективизму, но вместе с тем, по сути дела, И. враждебен всякому личностному развитию человека, в особенности его развитию как нравственного субъекта, ибо, лишь выходя за рамки непосредственно индивидуального существования, человек обретает себя как нравственно самостоятельную личность. И. же, уводя его от восприятия социальных проблем как своих личных и лишая его открытости навстречу судьбам др. людей, обрекает индивида на мировоззренческую замкнутость. Моральная ориентация И. - это эгоизм, нередко опирающийся на критерии утилитаризма или гедонизма, в крайних формах она приводит к анархизму, цинизму и ниилиз. Характерные индивидуалистические качества -корыстолюбие, тщеславие, честолюбие, карьеризм, чванство. Следовательно, И. столь же антигуманистичен, как и апелляция в морали к внешним, безличным силам (Авторитаризм, Отчуждение). Поэтому противопоставление И. этим силам лишь внешнее, а в конечном счете -мнимое. И. не свойствен примитивным или сохраняющим в себе архаику об-вам, где индивиды включены в социальное целое непосредственно, как его частицы, лишенные самостоятельности, подчиненные унифицирующей регуляции извне (они выступают в своих поступках и помыслах как объект действия принятых норм, ритуалов, табу). И. возникает лишь в развитом классовом об-ве, где индивиды обретают нек-рую самостоятельность, но в то же время лишены возможности проявлять ее в нравственной деятельности из-за уродливой, отчужденной формы существования культуры. В наибольшей степени И. питают буржуазные частнособственнические отношения, к-рые К. Маркс называл «чисто атомистическими» (т, 23, с. 103). Из этой «атомистичности» и вырастает иллюзия изначальной несоци-альности "индивида-одиночки, такова почва всей идеологии И. (от раннебуржуазного либерализма до утопии типа мютюализма Придана и т. п.). Его принципы получили отражение в различных буржуазных этических теориях (Общественный договор. Нравственного чувства теории. Эвдемонизм), но И. как форма осознания разрыва личности с социальной средой и противопоставления последней своей индивидуальности (ибо не найдены альтернативные en формы социальности, коллективных связей и солидарной борьбы) всегда по природе своей не адекватен прогрессивному содержанию, к-рое в эту форму вкладывается (Эгоизма теории). В идеологии совр. капитализма идеи И. претерпели кризис, на смену им приходит и усиливается тенденция технократического анти-И., отрицание высшей ценности личности, сциентистское приравнивание ее к «социальной» вещи, проповедь <научно» разработанной системы манипуляции человеком и его сознанием. В противовес этому марксистская философия и этика ориентируют на устранение самой исторической почвы, на к-рой вырастают как И, так и буржуазный анти-И. Вместо суррогатов коллективности марксизм провозглашает борьбу за такую коллективность, к-рая формирует всесторонность и целостность в каждом человеке (Всестороннее, целостное развитие личности). Для коммунистического мировоззрения условием свободного развития всех является свободное развитие каждого (Маркс К; Энгельс Ф.. т. 4, с. 447). Напротив, И. враждебен логике взаимосвязи развития всех с развитием каждого. Пережитки И. преодолеваются в процессе коммунистического воспитания путем культивирования в человеке его общественной сущности, активной жизненной позиции, самостоятельности, инициативно-творческого начала (Самодеятельность и творчество), ответственности и коллективной солидарности.

Просмотров: 348
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ И ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ЛЮДЬМИ
  • ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДА
  • ИНДЕКС СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ (ISP)
  • Индекс социальной позиции
  • Индивиды типа B
  • Индивиды типа А
  • Использование терапевтом своей личности
  • НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА ТЕОРИИ
  • НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА ТЕОРИИ
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества
  • ПРИНЦИП ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СВЯЗЕЙ
  • Переоценка своей личности
  • РЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЯ ИНДИВИДА
  • Рабочая сила отдельного индивида
  • Расширение своей личности
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ИНДИВИДА
  • Социализация индивида
  • Телосложениеобщая характеристика формы и пропорция тела человека.
  • Учет своей личности
  • ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
  • ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА
  • Формы существования языка
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЭТНИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ИНДИВИДА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь