|
НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА ТЕОРИИ- разновидность аппробативных теорий; субъективно-идеалистические этические концепции, в к-рых происхождение морали и ее природа объясняются посредством особого рода чувств, присущих человеку. Школа Н. ч. существовала в Англии в XVII-XVIII вв. (А. Смит. Юм. Шефтсбе-ри, Хатчесон). В совр. буржуазной этике представителями данного на-нравления являются А. Э. Вестер-марк (Финляндия), У. Мак-Дугалл, А. Роджерс, Ф. Шарп (США), А. Сазерленд н А. Шэнд (Англяя). Смысл осн. положения Н. ч. т. со стоит в том, что источником понятий добра н зла, на основе к-рых человек производит оценку различных явлений и вырабатывает принципы своего поведения, считаются особые моральные чувства, присущие человеческой психике. Этому положению иногда придается и тот смысл, что высказываемые людьми оценки и предписания на самом деле якобы лишь характеризуют их чувства одобрения или неодобрения, а не выражают объективного значения оцениваемых поступков н социальных явлений. На вопрос же о происхождении этих чувств представители различных течений внутри данного направления отвечают по-разному. Шефтсбери и Роджерс считают, что моральные чувства имеют врожденный, априорный, а не благоприобретенный характер. Отсюда делается вывод, что добро и зло не зависят от условий места и времени (Абсолютизм). Вестер-марк и Шарп, напротив, признают, что моральные чувства формируются в людях в процессе их нравственного воспитания, зависят от социальных обстоятельств. Но, не понимая закономерного характера развития об-ва и ограничивая свои исследования, по сути дела, областью самих нравственных чувств, они приходят к выводу о крайней относительности моральных понятий (Релятивизм). Марксистско-ленинская этика признает, что моральные чувства занимают важное место в нравственной деятельности людей и что их анализ дает богатый материал для выяснения природы морали. Но этот анализ не должен ограничиваться рамками психологии. Сами по себе моральные чувства не раскрывают еще природу нравственности и ее понятии, Понимание их роли возможно лишь на основе изучения объективных законов развития об-ва и анализа того, как сами эти чувства формируются под влиянием социальных условий.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|