Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
ХАРАКТЕР МОРАЛЬНЫЙ(греч. character - черта, особенность) -совокупность нравственных качеств личности, являющихся объектом моральной оценки и предметом нравственного воспитания. X; м. того или иного человека проявляется в поведении. Составляющие X. м. качества можно условно подразделить на идейно-общественные (идейность, сознательность, принципиальность, инициативность, убежденность), характеризующие отношение данного человека к труду (трудолюбие и тунеядство), к собственности (бережливость и корыстолюбие), к др. людям (человечность и человеконенавистничество, уважение и высокомерие, вежливость и грубость), к самому себе (гордость, самолюбие и тщеславие, зазнайстство, чванство), а также качества, раскрывающие честность человека (правдивость, верность, искренность и лицемерие, вероломство), наконец, волевые качества (самообладание, выдержка, мужество, смелость и малодушие, трусость). Иногда одно и то же качество (скажем, верность или самоотверженность) может одновременно характеризовать как общественные убеждения личности, так и ее отношение к себе и людям, ее волевые свойства. Мораль каждой общественно-экономической формации создавала свои специфические представления о X. м, - образы положительных и отрицательных людей - и соответственно формулировала цели нравственного воспитания. Христианская мораль создала образ «святого праведника» - аскета, преодолевшего «земные страсти» (Аскетизм); ранняя буржуазная мораль - образ бережливого накопителя, чуждающегося роскоши и осуждающего праздность дворянства. Но все эти представления, выражавшие классовые устремления различных социальных групп, были крайне односторонни. Они исходили не из объективных социальных предпосылок, формирующих психологию личности, а из моральных требований и оценок, к-рые предъявлялись к человеку и считались определяющими его чертами. В коммунистической нравственности понимание X. м. свободно от такой односторонности. Правда, на разных ступенях ее утверждения и развития первоочередное значение могут приобретать те или иные моральные качества. Однако ни один из вырабатывающихся в моральном сознании народа положительных или отрицательных образов не претендует на универсальную значимость. В качестве же нравственного идеала выдвигается представление о всесторонне развитой и гармоничной личности (Всестороннее, целостное развитие личности).
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|