ВОЗРОЖДЕНИЕ

- эпоха в истории итал. (а под ее воздействием и европ.) культуры 14—16 вв., ознаменовавшая переход от средневековья к Новому времени. Будучи радик. переворотом во всех областях культуры, В. оказало значит, воздействие и на эволюцию религ. сознания, на развитие свободомыслия и атеизма. Гуманистич. мировоззрение В., в противовес ср.-век. геоцентризму, поставил в центр своего внимания взаимоотношения человека и мира. Гуманизм В. ориентируется, прежде всего, на земное предназначение человека, не подчиняя его цели загробного спасения и ставя на первое место гармоничное всестороннее развитие личности; догматы первород. греха и искупления если и не отвергаются открыто, то не принимаются во внимание. Человек рассматривается как высш. создание бога, его деятельность — как продолжение на земле божеств, творения. Его достоинство мыслители В. видят в творческой деятельности, направленной на развитие и совершенствование человеч. цивилизации, и в прирожденной ему свободе, понимаемой как свобода морального выбора, влекущая за собой личную моральную ответственность за его последствия. В отличие от религ. взгляда на человека, гуманизм В. считает человека способным к нравств. совершенствованию без содействия божеств благодати. С полемикой вокруг человеч. идеала связана и гуманистич. критика церкви как института, критика нравов католич. духовенства, выходящая за рамки ср.-век. антиклерикализма. В. создает новую картину мира, тяготеющую к отождествлению бога и природы, к обожествлению природы и человека. В творчестве наиболее радик. мыслителей позднего В. натуралистич. пантеизм приближается к материализму и атеизму. Гуманисты эпохи В. разрабатывают новое толкование христианства как изначально присущей всему человечеству «всеобщей» или «прирожденной» религии, в к-рой обрядовые и вероис-повед. различия играют второстеп. роль, христианство получает преимущественно этич. истолкование, превращаясь в систему нравств. предписаний, в орудие морального совершенствования человеч. общества. В эпоху В. предпринимаются попытки создания этич. систем, свободных от идеи посмертного воздаяния и отвергающих как доказуемость, так и полезность для нравственности догмата о бессмертии души. Гуманистами была осуществлена рациональная науч. критика текстов св. писания, положившая начало библ. критике. Мыслители В. выступили против веры в чудеса и дьявольские козни, выдвинув требование естеств.-науч., детерминист, объяснения непонятных явлений природы. Наиболее радик. мыслители В. считали религию чисто человеч. установлением, не содержащим истины, но полезным для осуществления политич. господства, для укрощения «грубого народа», хотя и ненужным для просвещенной элиты, руководствующейся в своем поведении требованиями нравственности; в этом сказалась соц. ограниченность критики религии в культуре В. Свободомыслие В. вызывало резкие нападки со стороны ревнителей католич. ортодоксии, сыграв значит, роль в подготовке более радик. свободомыслия и атеизма эпохи Просвещения.

Просмотров: 634
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.




Другие новости по теме:

  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного»
  • «ТЕОДИЦЕЯ», «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла»
  • »ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА»
  • »ЕЖЕГОДНИК МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА АКАДЕМИИ НАУК СССР»
  • ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Воздействие СМИ на человека
  • Воздействие СМИ на человека: уровни
  • Воздействие информационных продуктов на психику человека: эффекты
  • ГУМАНИЗМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Гармоничное развитие человека
  • Гармоничное развитие человека
  • ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА
  • Достоинство человека
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО РЕЛИГИИ И ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЗАКРЫТЫХ ОБЩЕСТ-ВАК
  • КУЛЬТУРЫ КРИТИКА
  • МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА
  • Мыслители средневековья: основные доктрины схоластической философии. Боэций — учитель средневековья
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Общее развитие человека
  • Психическое развитие человека
  • РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Развитие человека
  • Развитие человека
  • Физическое развитие человека
  • Экзистенциализм: Бытие человека и бытие мира



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь