Позднее развитие аналитической философии

Логико-философские идеи Рассела стали программными для разработки концепций логического позитивизма (или логического эмпиризма). Рассел признавался, что среди последователей Юма в XX в. он больше всего симпатизирует именно этому направлению. И, нужно сказать, симпатия была взаимной. Теоретики Венского кружка, активно разрабатывавшие проблемы логического анализа науки, высоко ценили работы Рассела и опирались на них. Философской же настольной книгой для них стал "Логико-философский трактат" Витгенштейна.

Девиз Рассела о логике как сущности философии был воспринят в Венском кружке и его филиалах весьма серьезно. Это недвусмысленно выразил Р.Карнап, выдвинувший кредо: "На место не поддающегося распутыванию комплекса проблем, который обычно называли философией, вступает логика науки" . Теоретики логического позитивизма (Р.Карнап, Г.Рейхенбах, К.Гемпель и др.) продуктивно занимались исследованием логики науки. Философия же для них не была главным делом, служила лишь общему обоснованию их по сути специально-научных разработок в области логического синтаксиса, семантики научного языка и других проблем. Анализ использовался главным образом как средство решения задач обоснования науки и синтеза (унификации) научного знания. Со временем исследования в русле логического позитивизма принимали все более специальный характер, дав ценные научные результаты (в области логического синтаксиса, логической семантики, вероятностной логики и др.). Логико-методологические исследования познания в работах У.Куайна, Н.Гудмена, Н.Решера (США) и других по сути тоже не столько философские, сколько общенаучные: главным ориентиром и ценностью в них выступает наука, что в значительной мере и выводит полученные результаты за рамки собственно философии.

На основе работ позднего Витгенштейна в 30-40-е годы в Англии формируется философия лингвистического анализа или анализа обычного языка. В эти годы Витгенштейн устно излагал свою новую концепцию ученикам. Имели хождение записи его лекций — "Голубая и коричневая книги". Это был. исходный вариант главного, изданного посмертно, труда Витгенштейна "Философские исследования". Но и до публикации оригинальное учение так или иначе осваивалось, оказывало влияние. С 30-х годов в Великобритании в работах Г.Райла, Дж.Уиздома, Дж.Остина и других получают развитие идеи, созвучные мыслям Витгенштейна. В отличие от логических позитивистов философы этой волны, как правило, — решительные противники сциентизма. Также как для Витгенштейна, главный предмет их интереса — сама философия. Они хорошо чувствуют специфику философских проблем, их теснейшую связь с механизмами реально работающего естественного языка, ясно понимают их принципиальное отличие от проблем науки. Большое внимание в их работах уделяется глубоко исследованной Витгенштейном теме дезориентирующего влияния языка на человеческое мышление.

В английской лингвистической философии, начиная с 30-х годов, различают кэмбриджскую и оксфордскую школы анализа языка. К первой принадлежали ученики Витгенштейна, находившиеся под сильным влиянием учителя (работы Дж.Уиздома, М.Лазеровица, А.Эмброуз, Н.Малкольма и др.). Другую школу представляют Г.Райл, Дж.Остин, П.Стросон и др. В рамках этого направления были созданы такие серьезные работы, как "Понятие сознания" и "Дилеммы" Г.Райла, "Индивиды. Опыт описательной метафизики" П.Стросона и др. На базе идей Дж.Остина в 70—80-е годы развились исследования речевых актов представляющие собой уже не столько лингвистическую философию, сколько область теоретической лингвистики (Дж.Серль, М.Даммит, Д.Дэвидсон и др.)

Таким образом, если на базе логического позитивизма были созданы добротные труды по современной логике, то на основе лингвистической философии сформировалась исследовательская программа теоретической лингвистики. В этом проявилась одна из важных функций философии — постановка и первоначальная проработка новых проблем с последующей их передачей науке. Но в развитии аналитической философии XX в. мы находим и важные собственно философские достижения: осмысление тесной связи человеческого опыта с речевой коммуникацией, схемами языка, новое понимание на этой основе специфики философской мысли, философских проблем. Первостепенное значение для развития этих представлений имели идеи Л. Витгенштейна. Большая часть трудов философа издается в 50—70-е годы, и работа эта еще не завершена. Потому уже не первое десятилетие продолжается освоение его необычных текстов, их комментирование и обсуждение. Может быть, именно с этим обстоятельством связано нарастающее влияние идей и методов аналитической философии.

Идеи аналитической философии повлияли на современную философскую мысль в Великобритании, Австрии, Германии, Польше, Скандинавии, США и других странах. Постепенно это направление превратилось в широкое международное движение, позиции которого в настоящее время  наиболее сильны в англоязычных регионах мира.

В 80—90-х годах сложились течения, каждое из которых претендует на исключительное право представлять аналитическую философию в ее сути. Имена Фреге и Вингенштейна стали в определенном смысле символами различных течений. Соответственно различную трактовку получили и их идеи. В спорах об интерпретации их концепций по сути отражается борьба различных течений в аналитической философии 80-х годов, о чем пойдет речь в следующем томе данного учебника.

Просмотров: 1695
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX — XX в.)




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • «НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ»
  • Главные идеи философии Ф. Бэкона Бэконовский замысел великого восстановления наук. Препятствия на пути к новой науке
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИЛОСОФИЯ
  • ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИЛОСОФИЯ
  • Научные исследования проблем социального государства в современной России
  • ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Обретение полноты пребывания античной философии в платоновской Академии Платон: литературное творчество 90-60-х годов
  • Основные идеи философии Д. Юма
  • Основные идеи философии Дильтея
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Основные проблемы и идеи философии Камю
  • ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (соотношения философии и науки)
  • ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • Работы и идеи Фуко второй половины 70 - 80-х годов
  • Разработки и уточнения последних лет: Хабермас о возможности синтеза герменевтической и аналитической философии
  • Рождение аналитической философии
  • СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Схоластический метод анализа философских проблем. Понятие схоластического метода
  • ТЕМА в философии и истории науки
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Шеллинг: От философии свободы к философии откровения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь