Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 Психоанализ



Психоанализ

(psychoanalysis) Термин П. используется в трех случаях: а) для обозначения слабо связанной совокупности идей о природе челов. разума, в частности, о развитии личности и психопатологии; б) для описания методики терапевтического вмешательства при определенном спектре психол. нарушений и в) для обозначения метода исслед. Все эти 3 аспекта П. были созданы еврейским врачом из Вены, З. Фрейдом (1856-1939) в последние десятилетия XIX в. Он был одним из тех великих мыслителей, к-рые "потревожили сон мира". Как терапия, П. изначально считает своей осн. задачей раскрытие патогенных воспоминаний; это открывает дорогу поиску фантазий, и теорет. переходу от "инстинктов и их пластичности" к распознаванию конфигураций характерных адаптивных паттернов челов. взаимоотношений и труда в конкретном об-ве. Первая фаза З. Фрейд совершил свои фундаментальные открытия в контексте тройного кризиса - терапевтического метода, концептуализации клинического опыта и личного. Все 3 кризиса, были, по сути дела, одним и стали необходимыми аспектами открытия в психологии. Подобно тому, как др. гениальный ревизор образа человека, Ч. Дарвин, использовал в качестве своей лаборатории Галапагосские острова, так невропатолог З. Фрейд, находясь под значительным влиянием Ч. Дарвина, использовал свой кабинет для консультаций. "Массовым видом", подлежащим исслед., были гл. обр. женщины со старомодными взглядами, к-рым ставили диагноз "истерия". На Фрейда огромное впечатление произвели работы терапевта Й. Брейера. Позднее он наблюдал за работой невропатологов А.-А. Льебо, И. Бернгейма и Ж.-М. Шарко во Франции, использовавшими гипноз, что укрепило его мнение о том, что терапевтический метод дает лучшие результаты, чем модная тогда электротерапия. Однако в отличие от своих коллег, он убедился, что источник проблемы ("забытое психич. содержание") был не просто "отделен" (split off), а "вытеснен" (pushed out) или "утащен вниз" (dragged down), из сферы непосредственного сознавания мощными мотивационными силами. Это было поворотной точкой: сосредоточить внимание на способности челов. психики защищаться от страдания. Первонач. Фрейд назвал этот процесс защитой, а позднее вытеснением. С самого начала он подчеркивал, что вытеснение - это "не предпосылка, а установленный факт". Оригинальное открытие Фрейдом уровня психич. процессов, недоступных для непосредственного сознавания, но, тем не менее, оказывающих видимое воздействие на поведение и опыт, опирается на это динамическое понятие. Брейер высказал предположение, согласно к-рому между тем, что он называл "гипноидным" психич. состоянием, и бодрствующим сознанием к.-л. связь просто отсутствует. Он считал, что реальная травма - напр. соблазнение девочки ее отцом - происходила в таком гипноидном состоянии психики и "забывалась". Со временем Фрейд попытался согласовать свою новую модель с более старой, физиолог. теорией. Он был абсолютно убежден в том, что "отщепление" психич. содержании - часто "превращающихся" ("converted") в симптомы - в случаях истерии имеет глубокую мотивацию, а не яв-ся всего лишь следствием отсутствия связи между психич. состояниями. Гораздо важнее, чем этиология истерии, для него была растущая убежденность в том, что аналогичные защитные процессы яв-ся тж и частью психологии обычного нормального человека, у к-рого могут отсутствовать симптомы, но к-рый делает оговорки, шутит и к-рому снятся сны. На протяжении этой первой фазы развития П. (до 1896 г.) Фрейд пришел к смелому, и позднее жестоко оспариваемому заключению о том, что этиология истерии яв-ся психологической, а не "неврологической". Он начал развивать гипотезу о том, что существуют 3 осн. детерминанты истерии: психол. травма, конфликт аффектов и нарушения в сфере сексуальности. "Психозы защиты" (The psychoses of defense) вышли в свет в 1896 г. Эта статья знаменовала собой начало П., хотя сам Фрейд еще не пустил это слово в обращение. Теория этой первой фазы потерпела крах, когда Фрейд обнаружил, к своему ужасу, что рассказы его пациенток о насилии, учиненном над ними в детстве, были не сообщениями об их реальном опыте, а фантазиями. Вторая фаза Вторая фаза психоан. исслед. началась, когда Фрейд отказался от официальных методик гипноза и ввел свой метод свободных ассоциаций. Его пациент, лежащий на кушетке, получал от сидевшего за ним на стуле Фрейда указание говорить обо всем, что придет на ум, без к.-л. цензуры со стороны сознания. Он использовал этот метод для проникновения в механизмы души, исходя из предположения о том, что если добровольно отказаться от цензуры сознания, то внутреннее сопротивление (это понятие здесь используется не в смысле желания упрямства, а так, как его используют в электротехнике) уменьшится, и т. о. станет возможно познакомиться с "вытесненным" материалом или, по крайней мере, с его производными. Фрейд полагал, что теория П. была попыткой учесть "факты переноса и сопротивления". Именно метод свободных ассоциаций, особенно расшифровку сновидений, Фрейд использовал для самоанализа и позднее в его классическом случае с "Дорой". Состояния сновидения дают блестящий шанс исследовать различия между процессами логического мышления ("вторичными процессами мышления") и алогичными процессами (конденсированными или смещенными) сновидений, шуток и стихотворений. С самого начала Фрейд пытался возвести здание своей общей теории челов. души на "психол. почве" и освободить теорию от ограничений биологии и неврологии того времени. На самом деле, несмотря на частые поразительные успехи гипнотическо-катартического "лечения словом" на первом этапе своей работы (на к-ром и заканчивается знакомство мн. людей, включ. клиницистов, с П.), Фрейд всегда верил, что его открытия могли бы сыграть более выдающуюся роль в развитии науки, и не быть просто способом терапии. Во второй фазе развития П., начавшейся примерно в 1897 г. и закончившейся в 1923 г., Фрейд упорно занимался не только вопросами "инстинктов и их превращений", но и центральной проблемой возможного источника той динамической (защитной/ вытесняющей) силы, к-рая регулярно (и у больных, и у здоровых людей) защищает болезненное содержание психики от осознания. Третья фаза В период между 1900 и 1923 гг. происходило организационное, теорет. и клиническое расширение психоан. движения. В это же время произошли и осн. его расколы. В своей работе "Толкование сновидений" Фрейд исследует универсальную способность снов "формировать новое единство" из разрозненных элементов, "к-рые во время мышления в состоянии бодрствования мы удерживаем в изолированном состоянии", - т. е. сгущение, или конденсацию. Опять же, тот элемент, к-рый не был следствием сновидных мыслей и "выглядит самой ясной" и т. о. самой важной чертой явного содержания сна (и наоборот), он называл смещением. Эти явления - конденсация, смещение и символизация - характеризуют тот вид мышления, в к-ром нет места формальной логике: это язык и синтаксис поэзии, мифа, магии, мистицизма и психоза - ужасающий первичный процесс. Первичный процесс находится в противоречии с более знакомым вторичным процессом, управляемым законами логики. Позднее Фрейд связал вторичный процесс с "принципом реальности". В 1923 г. работа Фрейда "Я и Оно" ознаменовала вступление П. в третью фазу. В этой книге Фрейд обсуждал характер и эволюцию Я (Эго). Он утверждал, что когда человек вынужден отказаться от "объекта" (напр. разорвать отношения), это неизбежно вызывает трансформацию в "Я", к-рую можно охарактеризовать только как восстановление такого объекта, напр. как в случае меланхолии. Что касается функциональной роли Я, центральное значение имеет тот факт, что контроль над формами активности передается ему. Т. о. отношения Я и Оно "напоминают человека верхом на лошади, к-рый должен сдерживать ее превосходящие силы". Существует одно различие, о к-ром часто забывают - "всадник пытается делать это, используя свою собственную силу, тогда как Я использует позаимствованные силы". Возможностей для проявления воли или выбора практически нет. Более того, хотя нек-рые независимые истоки развития и приписываются Я, все же не существует эволюционного и систематического (эпигенетического) базисного плана биопсихологической природы. Только после 1926 г. Фрейд отказался от идеи о том, что Я (защитные, исполнительские и адаптивные функции) абсолютно подчиняется Оно (влечениям). Фрейд рассматривал развитие Идеал-Я и Сверх-Я - грубо говоря, совести или бессознательного чувства вины - только как защитную интернализацию, идентификацию с отцом у мальчика, добавляя в примечаниях: "Возможно, безопаснее говорить, "с родителями"", и признавая "конституциональную бисексуальность каждого индивидуума". Когда мальчик воспринимает своего отца как препятствие к осуществлению детского желания (запрещенного) по отношению к своей матери, Я укрепляется (отсюда и название "Сверх-Я"), помогая произвести вытеснение "путем возведения таких же препятствий внутри себя". Чем интенсивнее исходный конфликт, тем строже впоследствии господство Сверх-Я над Я - в форме совести или, возможно, бессознательного чувства вины. Сложной задачей функционирования Я яв-ся осуществление посредничества (и обеспечение отсроченного действия) между не допускающими возражений требованиями влечений (Оно), нравственными или религиозными ограничениями (Сверх-Я) и реальным миром. Юнг (1875-1961) В 1906 г. Фрейд, к-рому тогда было почти 50 лет, получил в качестве подарка отчет Карла Юнга о его экспериментах по словесным ассоциациям, глубоко созвучным П.. В эксперим. психопатологии К. Юнг ввел термин "комплекс" в качестве связующего звена между аффектом и идеей. В течение следующих 7 лет (1906-1913), несмотря на протесты таких ведущих венских психоаналитиков как А. Адлер и В. Штекель, Юнг стал признанным политическим лидером психоан. движения и несомненным наследником Фрейда. Поворотный момент в отношениях между Юнгом и Фрейдом наступил в 1912 г. В это время Фрейда уже начало серьезно беспокоить то обстоятельство, что мысли Юнга все больше обращались на религию, мистицизм и мифологию, утрачивая, но его мнению, былую ясность. Непосредственные сообщение бывших пациентов Юнга убедили Фрейда в том, что основы П. (сопротивление и перенос) были отвергнуты ради туманных обсуждений "архетипов" и "коллективного бессознательного". Адлер (1870-1937) Психоаналитики Вены объединились, протестуя против того, что Фрейд сделал Юнга лидером их движения. Самым выдающимся мятежником был Альфред Адлер, о к-ром Фрейд в молодости имел очень высокое мнение. Верность Адлера идее о психол. эффектах органической неполноценности привела Фрейда к выводу о том, что Адлер в скором времени покинет с трудом завоеванную территорию существования бессознательных психич. процессов и демонических влечений. Адлер рассматривал агрессивные побуждения как источник энергии в тех случаях, когда люди компенсируют свою неполноценность, и разработка этого тезиса обусловила его разрыв с Фрейдом. К тому времени когда Фрейд причислил агрессивный инстинкт к инстинкту смерти (Танатосу), противоположному инстинкту жизни (Эросу), Адлер больше не занимался инстинктами. Он считал агрессивные влечения и жажду власти осн. средствами защиты и адапт. Фрейд признавал, что Адлер, несомненно, привнес "что-то новое в П.". Четвертая фаза К середине 30-х гг. XX в. неявно подразумевавшаяся концепция Фрейда об относительной автономии Я от влечений - и его интегрирующей функции - получила четкие очертания. За 10 лет до этого Фрейд в своей работе "Психология масс и анализ человеческого Я" обратился к проблемам внешней (соц.) реальности. В 1939 г. Гейнц Гартманн опубликовал эссе "Психология Я и проблема адапт." (Ego psychology and the problem of adaptation), в к-ром осн. внимание уделил "процессам и рабочим методам психич. аппарата, к-рые ведут к адаптивным достижениям". К 1936 г. осн. теорет. нити П. были вплетены в американскую психиатрию усилиями Г. С. Салливана. Лишение самоуважения стало для него осн. проблемой и - из-за его психоан. исслед. шизофренических процессов - его прозвали "теоретиком одиночества". Значение вклада терапевта в транзакцию с пациентом (контрперенос) лишь мельком было упомянуто Фрейдом (1910, 1915). Г. С. Салливан, вслед за Ш. Ференци, утверждал, что величайший вклад Фрейда заключается в "постулировании бессознательного", добавив в 1937 г. "наблюдатели, к-рые становятся все пристальнее в своих наблюдениях, должны плакать". Под влиянием У. А. Уайта и швейцарского психобиолога А. Манера, Салливан решительно отошел от ортодоксального П., обратившись к "американской" психиатрии. Карен Хорни (1885-1952), подобно Салливану, главный акцент делала на соц. (межличностном), и, предпочитая генетические объяснения, она поставила в центр своей терапии "здесь и сейчас". Как и Салливан, Хорни принижала значение теории инстинктов и сексуальности и, наряду с Э. Эриксоном, хотя и не столь систематически, рассматривала людей конфигурационно (configurationally). Осн. областью ее интересов была не теория, а терапия. Она занималась Я-образом и структурой характера, обусловленными соц. орг-цией. Она утверждала, что обеспечение безопасности, осуществляемое людьми, носит как защитный, так и приспособительный характер. Э. Эриксон (1902-1992) Эрик Эриксон пошел значительно дальше Фрейда. Он возродил традиции Фрейда благодаря своим систематическим попыткам постичь одновременное взаимодействие и эволюцию функционирования тела, души и об-ва на протяжении всей жизни человека и в процессе смены поколений. Биопсихосоциальная модель Эриксона служит центральной позицией для различных теорий объектных отношений, равно как и нарождающихся в большом количестве систем и психологии Я. Весь этот массив наблюдений на протяжении мн. лет оставался за пределами теорет. интересов психоан. Эго-психологии. Клиницисты, разумеется, использовали все эти идеи в своей работе. Резюме Хотя популярность П. как метода исслед., терапии и теории идет на спад за пределами психоан. кругов, осн. положения совершенной Фрейдом революции, так же как и последовавшей за этим ревизии, начиная с конца XIX в. постепенно вошли в осн. русло не только психологии и психиатрии, но и общественных и гуманитарных наук, педагогики и истории. К этим положениям относятся. 1. Постулат об уровне психич. процессов, недоступных непосредственному сознаванию, но оказывающих видимое воздействие на опыт и поведение. 2. Понятие психол. защиты от страдания, уводящей психич. содержания от осознания и ищущей альтернативные решения. 3. Биопсихосоциальная и эпигенетическая перспектива, согласно к-рой от начала и до конца жизненного цикла (как и в череде поколений) "я" и "мы" (Я идентичность и групповая идентичность) яв-ся продуктом одновременной эволюции тела, разума и об-ва. 4. Представление о том, что наряду с челов. склонностью к конфликтам, существует потенциал для творческого синтеза, к-рый служит не только выживанию, но и подлинной адапт. 5. За принципом удовольствия стоит принуждение к повторению, к-рое означает настойчивые попытки активно управлять тем, что было (болезненно) пассивно пережито. Исходя из того, что революционные преобразования Фрейда привели к взаимопроникновению психологического, технологического и политического в соц. жизни людей, совр. биопсихосоциальная теория делает возможным изучение не только инноваций в терапии, но и альтернативных способов разрешения внутренних конфликтов, межличностных и коллективных. См. также Эриксонианские стадии развития, Теория Хорни, Теории личности, Психоаналитические стадии, Интерперсональная теория Салливана, Теоретическая психология М. Бренман-Гибсон

Просмотров: 645
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • АННА ФРЕЙД
  • Зигмунд Фрейд
  • Зигмунд Фрейд (1856-1939)
  • ФРЕЙД (FREUD) ЗИГМУНД (1856-1939)
  • ФРЕЙД (FREUD) Зигмунд (1856-1939)
  • ФРЕЙД (FREUD) Зигмунд (Сигизмунд Шломо) (1856-1939)
  • ФРЕЙД (Зигмунд)
  • ФРЕЙД Анна
  • ФРЕЙД Анна
  • ФРЕЙД Анна
  • ФРЕЙД Анна
  • ФРЕЙД ЗИГМУНД
  • ФРЕЙД ЗИГМУНД
  • ФРЕЙД Зигмунд
  • ФРЕЙД Зигмунд
  • ФРЕЙД Зигмунд
  • ФРЕЙД Зигмунд
  • ФРЕЙД Зигмунд
  • ФРЕЙД Зигмунд
  • ФРЕЙД Зигмунд
  • ФРЕЙД Зигмунд (Сигизмунд Шломо) (1856-1939)
  • Фрейд Анна
  • Фрейд Зигмунд
  • Фрейд Зигмунд
  • Фрейд Зигмунд
  • Фрейд Зигмунд
  • Фрейд Зигмунд (1856-1939)
  • Фрейд Зигмунд | FREUD, SIGMUND (1856-1939)
  • Фрейд, Зигмунд
  • Фрейд:Cудьбы влечений



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь